Вторник, 26 марта
Привет, коллега, вот что тебе нужно знать сегодня за 6 минут 25 секунд
☕ Подписаться или пригласить друга
Маркировка наступает
Минпромторг предложил с 1 марта 2025 года начать маркировать нижнее белье, купальники, носки, перчатки, головные уборы, галстуки, платки и детскую одежду. Чиновники считают, что это позволит фактически полностью отслеживать товары легпрома и бороться с контрафактом.

Руководитель товарной группы ЦРПТ (оператор государственной системы маркировки) Анна Петрушина: Рынок шуб обелился на 1000%, нелегальный рынок обуви сократился на треть, а /волосы стали нежными и шелковистыми/ в других товарах легкой промышленности нелегальный оборот также снизился.

Также Путин вчера подписал закон, который продлевает на два года эксперимент по маркировке импортного алкоголя федеральными спецмарками.

А уже с 1 апреля в России начнётся блокировка просроченных и нелегальных товаров на кассе. Это станет возможным благодаря системе маркировки "Честный знак". Первыми под блокировку попадут табачная продукция и разливное пиво. Розничные сети, такие как "Лента", "Пятерочка", "Перекресток" и "Чижик", рапартуют, что готовы к нововведению. Они уже обновили программное обеспечение кассовой техники и провели тестовые испытания.
Вакансии в ритейле
Количество продаж на маркетплейсах в 2023 году выросло в 5 раз по сравнению с первым кварталом. Это привело к росту спроса на специалистов в этой сфере. Число вакансий для специалистов по работе с маркетплейсами выросло в 2,3 раза, а средние зарплаты – на 2%. Больше всего востребованы маркетологи (спрос вырос в 3,5 раза), проджект-менеджеры (рост в 2,3 раза) и менеджеры по работе с клиентами (рост в 2,1 раза).

Сооснователь сервиса "Мое дело" Анастасия Моргунова: Рост на специалистов в области маркетплейсов будет стабильным в ближайшие несколько лет.

Платформа Ventra Go! опросила 3000 "синих воротничков" из 16 городов-миллионников. 75,2% респондентов имеют опыт подработки. При этом 43,5% подрабатывают в сфере доставки и такси, 23,9% - в ритейле и e-com. Онлайн услуги в колл-центрах и на маркетплейсах оказывают 15,4%. Средняя вилка ежемесячного дохода от подработки - 25-35 тысяч рублей. Каждый десятый (11,8%) зарабатывает от 51 до 70 тысяч рублей.

С декабря 2022 года по февраль 2024 года число вакансий для курьеров в России увеличилось на 34%. Это связано с развитием eСommerce и служб доставки. Средняя зарплата курьеров за этот период выросла на 38% и составляет 112 тыс. рублей. Самыми "горячими" сезонами для курьеров остаются недели больших распродаж в ноябре (11.11 и "Черная пятница"), декабрь (предновогодний сезон) и февраль-март (гендерные праздники).
X5 отчитался
X5 Group опубликовала финансовые результаты за 4 квартал 2023 года. Выручка компании выросла на 25% г/г до 881,2 млрд руб., EBITDA – на 48,1% г/г до 53,1 млрд руб., а чистая прибыль – в 3 раза г/г до 19 млрд рублей. Основным драйвером роста стала сеть "Пятерочка", которая открыла 2144 новых магазина в 2023 году. Выручка сети выросла на 17,3% г/г, а сопоставимые продажи – на 9,8% г/г. Выручка сети "Чижик" выросла в 3 раза г/г.

X5 Group зафиксировала рост числа молодых сотрудников. В 2023 году 32,5% новых сотрудников компании были младше 25 лет. Это на 5% больше, чем в 2022 году. Молодые люди чаще всего выбирают работу в магазине (34%) и онлайн-доставке (31%). Самая популярная должность – продавец-кассир (33,5 тыс. человек). Молодые специалисты также охотно трудоустраиваются сборщиками заказов, операторами склада, администраторами торгового зала, пекарями.
Новые бренды
"ВкусВилл" представил собственную линейку азиатской косметики. В ассортименте более 100 продуктов: крема, маски, шампуни, гели для душа и многое другое. Вся косметика произведена в Корее и содержит активные компоненты: растительные ПАВ, коллаген, ниацинамид.

Бренд-стратег "ВкусВилл" Мария Косицына: Мы наблюдаем тренд на азиатскую косметику на рынке. Спрос на неё также растет и среди наших покупателей. Поэтому мы планируем расширять и развивать данную категорию, искать новые интересные, а главное - эффективные продукты.

"Мерлион", зарегистрировал бренд King Price для собственных SSD-накопителей, блоков питания и корпусов для ПК. Компания планирует продавать компоненты в рознице под СТМ, даже зарегистрировала домен King.price.ru, но производиться они будут в Китае. Эксперты полагают, что это может стать новой тенденцией на рынке, но сомневаются, что СТМ из Китая смогут конкурировать с уже существующими брендами.

ООО "Объединенные пензенские ЛВЗ", ранее выпускавшее водку и настойки под брендом Nemiroff, рассматривает возможность производства крепких спиртных напитков под новым брендом Demiroff. Это связано с тем, что украинский владелец бренда Nemiroff отозвал лицензию на производство в России. Пензенский производитель уже получил декларации о соответствии на горькую настойку Demiroff De Luxe "Медовая с перцем на липовом меду" и водки особые Demiroff De Luxe.
Маркетплейсы и их партнёры
Ассоциация участников рынка электронной коммерции провела опрос партнёров Ozon на тему нового побора, который маркетплейс устанавливает для ПВЗ. Выяснилось, что новшество заденет гораздо большее число партнеров Ozon, чем посчитал маркетплейс. 52% (более 300 участников) указали, что по предложенным расчетам они должны будут уплачивать сбор в размере от 20 000 до 70 000 рублей с ПВЗ. Расчеты примерные, потому что оборот от месяца к месяцу меняется. Как-то не соотносится со словами Ozon, что от сбора пострадает всего 10% партнёров.

Яндекс Маркет запустил раздел "Награды и Клуб". Там будут появляться персональные задания, за выполнение которых партнеры получат скидки на услуги Маркета и другие полезные награды. Продавцы выбирают задания, например, продать товары из предложенных категорий. Если условия выполнены, они получают награду. Никаких санкций за невыполнение не будет. Новый раздел уже доступен в личном кабинете продавцов на десктопе, скоро появится и в приложении.

Авито ввёл новый тариф для профессиональных продавцов. Теперь они могут бесплатно размещать объявления и платить комиссию только за успешные сделки, совершенные с помощью Авито Доставки. Размер комиссии зависит от категории товара и составляет от 2%. На данный момент тариф доступен части продавцов, но к концу лета подключиться к нему смогут все верифицированные продавцы, которые используют Авито Доставку для 90% своих заказов.

С 22 апреля Магнит Маркет (бывший KazanExpress) введет платное хранение, но только для самых низкооборачиваемых SKU. Тариф за хранение будет применяться к SKU с оборачиваемостью 201 день и более.

В профильных ТГ-каналах появилась информация о новой программе лояльности, которую тестирует на часть аккаунтов WildBerries. Селлерам, фактически, ставят план по продажам, которого придётся придерживаться тем, кто хочет сохранять свой "уровень".

Торговая недвижимость в России
В первом квартале 2024 года в российских городах — без учета Москвы и Санкт-Петербурга — введут 61 700 квадратных метров торговых площадей, говорится в отчете консалтинговой компании CORE.XP. Это в 7,2 раза больше, чем за аналогичный период 2023 года. Эксперты говорят, что региональный рынок торговой недвижимости восстанавливается после прошлогоднего падения, вызванного в том числе уходом из России иностранных ретейлеров.

В 2023 году число магазинов 200 крупнейших продуктовых сетей России выросло на 12,8%, а их площадь - на 7,6%. При этом доля 10 крупнейших игроков рынка увеличилась до 75,1%. Это происходит из-за того, что крупные сети активно поглощают мелкие. Например, "Магнит" купил часть "Самбери", а X5 Group - "Покупочка", "Покупалко", "Виктория", "Дешево", "Гроздь" и "Амба".

Генеральный директор "INFOLine-аналитики" Михаил Бурмистров: за прошедший год основной фокус сместился на дискаунтеры — как мягкие, так и жесткие, а также на магазины у дома мини-формата.

А что в столицах?

Комитет по градостроительству и архитектуре Санкт-Петербурга (КГА) выдал градостроительный план земельного участка площадью 10,9 га. Предполагается, что на нем будет построен крупный торговый центр. Участок принадлежит Владимиру Гурьеву, основателю и президенту торгового дома "Вимос", который работает в формате DIY. Эксперты считают, что на участке логичнее всего строить именно новый "Вимос". По оценке генерального директора Maris Бориса Мошенского, там можно построить 35-50 тыс. кв. м торговых площадей.

Руководитель отдела исследований и консалтинга компании „Магазин Магазинов“ Андрей Сурков: Магазины продуктов питания занимают примерно 15-30% коммерческой инфраструктуры в новых жилых комплексах. Заведения общественного питания — 5-20%, пункты выдачи интернет-заказов — 5-10%, аптеки и оптики — 4-7%.

Директор департамента брокериджа RRG Светлана Ярова: В проектах, построенных в Москве три-пять лет назад, четверть объема коммерческих помещений занимают товары повседневного спроса, 13% — бизнес, связанный с индустрией красоты, 11% — общепит.
Что ещё интересного?
Магнит Маркет (бывший KazanExpress) открыл первые ПВЗ в Москве. Конечно же, в магазинах "Магнит". Доставку из Казани в Москву обещают за сутки.

Директор по электронной коммерции розничной сети "Магнит" Гюванч Донмез: Мы приступаем к тестированию различных форматов ПВЗ в магазинах. Затем начнем масштабировать проект на нашу розничную сеть – крупнейшую в России по числу магазинов.
Клиенты Lamoda, купившие в там брендовую одежду Dolce & Gabbana, заподозрили компанию в торговле подделками. По словам покупателей, они получили товары с несоответствиями, криво пришитыми ярлыками и несоответствующими артикулами. Lamoda же, ссылаясь на экспертизу, утверждает, что бирки на товарах были перешиты вручную, и отказывает в возврате средств. Покупатели, столкнувшиеся с подобной проблемой, объединяются и готовят иск в суд. Они считают, что Lamoda использует одну и ту же схему, чтобы обмануть клиентов и отказать им в законном возврате товара.
Яндекс Еда запускает "Гид" - новый раздел в приложении, помогающий выбрать заведения для посещения в офлайне. "Гид" содержит информацию о 75 тыс. ресторанов и кафе по всей России. Пользователи могут искать заведения по типу кухни, блюдам, наличию дополнительных услуг (караоке, кальян) и даже по поводам (бизнес-ланч, романтический ужин). Сервис также формирует персональные рекомендации, основанные на истории заказов, поисковых запросах и предпочтениях пользователя.
Сеть магазинов Улыбка радуги тестирует "арома-маркетинг". В 11 торговых точках сети в 8 городах России проходит эксперимент по ароматизации торговых залов. Цель – узнать, как сенсорная коммуникация влияет на поведение покупателей и трафик в магазине. В рамках эксперимента используются два аромата: хлопок и черный перец. Хлопок символизирует свежесть и чистоту, а черный перец – трендовый аромат с нотами амбры. В конце марта 2024 года аналитики сети подведут итоги и оценят влияние арома-маркетинга на продажи.
Аналитики Lamoda назвали главные тренды 2024 года. Самым модным цветом стал персиковый. Второй по популярности - небесно-голубой. Продажи теней, подводок, туши и лаков небесного оттенка на Lamoda выросли на 51%. Уход за губами - важный тренд года. Продажи уходовой косметики для губ на Lamoda выросли на 324%. Главным трендом в одежде стал стиль eclectic grandpa "эклектичный дедушка", сочетающий винтажные и комфортные вещи.
Совладелец ресторана Futurist Алексей Алексеев и собственник компании "Электропласт" Виктор Скибин запускают сеть пекарен Inner Bakery. В течение двух лет в Петербурге откроется до 20 пекарен. Они будут открываться в помещениях площадью 60–100 кв. м в жилых домах и работать в среднем ценовом сегменте. Инвестиции в одну пекарню составят 10 млн рублей, в производство - 100 млн рублей. Эксперты отмечают, что спрос на пекарни стимулирует рост рынка питания вне дома, но конкуренция в сегменте высокая.
Китайские потребители не спешат возвращаться к активным покупкам. Объем розничной торговли за январь—февраль вырос на 5,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, хотя аналитики ожидали, что показатель составит 5,6% после декабрьского значения в 7,4%. Напомним, что эти месяцы в стране являются не "мёртвым сезоном", как в Европе, а временем распродаж перед китайским Новым годом.
Chanel начал расторжение договоров аренды на свои бутики в России. Об этом сообщают источники на рынке недвижимости. В 2022 году компания приостановила работу магазинов в РФ, но о полном уходе из страны не объявляла. Сейчас часть бутиков уже не числится на сайте бренда, а договор аренды с ТЦ "Афимолл" уже расторгнут. Скорее всего, Chanel не станет продлевать аренду и в других местах, включая флагманский магазин на Петровке, 7. Официально компания пока не подтвердила полный уход из России.
С начала 2024 года россияне стали чаще посещать заведения общепита и заказывать готовую еду домой. Количество чеков в кафе и ресторанах выросло на 25% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Больше всего выросло число транзакций в барах (на 39%), а также в заведениях фастфуда (на 26%) и в ресторанах и кафе (на 17%). Доставка готовой еды из заведений общепита также показала рост – количество заказов увеличилось на 22%. При этом средний чек стал меньше на 9% и составил 1040 рублей.
Хорошего дня!
Редактор Retail Today, Игорь Бахарев.

hello@retailtoday.ru
Мы благодарим наших партнеров за поддержку рассылок.
Спонсорство не влияет на редакционный контент.

SEES GROUP © 2024. Все права защищены.
Отписаться от рассылки