Вторник, 12 марта
Привет, коллега, вот что тебе нужно знать сегодня за 6 минут 12 секунд
☕ Подписаться или пригласить друга
ЦИТАТА

Директор компании Fortwine Александр Липилин: Уже к осени россияне выпьют запасы импортного вина и перейдут на местное. Пока сохраняется достаточно большое количество недорогого импорта, но это остатки, все это будет продано к середине лета, максимум к осени. Уже сейчас можно сказать, что в категории вин стоимостью до 700 рублей Россия превалирует.
Государство и ритейл
Минпромторг рассматривает возможность расширения присутствия крупных торговых сетей в регионах до 35%. Сейчас этот порог составляет 25%. С такой инициативой выступил глава Тамбовской области Максим Егоров. Производители продуктов питания против этой меры, опасаясь роста цен. В ведомстве же считают, что это позволит повысить доступность товаров для населения, особенно в отдаленных населенных пунктах.

Замглавы министерства Виктор Евтухов: "Нужно учитывать, что увеличение доли крупных торговых объектов на потребительском рынке субъекта может оказать избыточное давление на малый и средний бизнес".

С 7 апреля 2024 года в России вступят в силу новые правила маркировки табачной и никотинсодержащей продукции, а также сырья для их производства. Новые правила коснутся всех этапов оборота табака: от производителя до розничного продавца. Вся продукция должна будет иметь цифровой код, который позволит отслеживать ее движение.

В Госдуме признают необходимость "оперативного изменения законодательства, регулирующего индустрию детских товаров". В "Парламентской газете" вышел программный текст, из которого следует, что депутатам не нравятся "беременные" игрушки и игрушки с хорошо развитыми половыми признаками. Ну и традиционно угроза детям исходит от страшных игрушек-монстров.

Возможно, в России будет ещё больше проблем с персоналом в логистике. Минтруд подготовил законопроект, в рамках которого трудовых мигрантов, прибывших в Россию по организованному набору, могут обязать покинуть страну, если те работают не по профилю. В частности, обещают шерстить тех мигрантов, которые заняты в курьерках. Скорее всего и со служащими на распредцентрах могут быть проблемы. В профильном комитете Госдумы инициативу Минтруда готовы поддержать.
Великие открытия
"Вкусвилл" откроет новую сеть пиццерий "Rимляне". Первая пиццерия откроется в Москве на Неглинной улице. В меню будут представлены пицца по кусочкам, разработанная совместно с "чемпионом России по римской пицце", сэндвичи, десерты и выпечка. Сайт уже запущен, правда пока он в разработке.

Российский бренд одежды Sela открыл кафе в своем флагманском магазине в Москве. Vigge cafe (названо в честь маскота бренда) - это фуд-пространство с напитками и едой формата to go. Меню кафе разработано с учетом потребностей женщин, мужчин и детей. В будущем оно будет дополняться и обновляться каждый сезон. Цель открытия кафе - сделать шоппинг более комфортным и интересным.

В апреле ТЦ "Галерея" (СПб) состоится открытие первого в России магазина китайского бренда детской одежды Balabala. Летом и осенью этого же года бренд планирует открыть еще 5 магазинов в Москве. Balabala – крупнейший бренд детской одежды в Азии, и его выход на российский рынок является перспективным событием. В течение 3-5 лет в России может быть открыто до 120 магазинов Balabala площадью 100-120 кв. метров каждый. Стоимость открытия одного магазина оценивается в 40-60 млн рублей.

В России готовятся к открытию первые магазины южнокорейского fashion-ритейлера 8 seconds (принадлежит Samsung). Эта марка позиционируется как аналог японской сети Uniqlo. Партнером 8 seconds может стать российский дистрибьютор "ЛР Ритейл". По крайней мере, именно они зарегистрировали сразу несколько доменов, связанных с 8 seconds. Эксперты отмечают, что россияне лояльны к южнокорейским брендам, но для успешного продвижения на российском рынке 8 seconds потребуются значительные инвестиции.

В 2024 году в России откроется 33 новых фуд-холла. Это на 57% больше, чем в 2023 году. Лидерами по развитию сегмента остаются Москва, Санкт-Петербург, Краснодар, Новосибирск и Самара. В столице уже работает 63 фуд-холла, а в 2024 году ожидается еще 14. В Петербурге в 2024 году откроется 6 новых гастрономических пространств. В других регионах России появится 13 фуд-холлов. Рынок фуд-холлов в России пока не насыщен, но конкуренция уже растет, считают эксперты.
Топ-10 крупнейших ритейлеров России
В 2023 году выручка десяти крупнейших российских сетей продуктов питания и товаров повседневного спроса (FMCG) выросла на 14,1% — до 9,1 трлн руб. без НДС. "Светофор" увеличил выручку на 8% (399,5 млрд руб.), "Магнит" — на 9% (2,5 трлн руб.), Mercury Retail Group — на 20,4% (1,15 трлн руб.). "Лента" за счет покупки "Монетки" ускорила рост выручки до 14,6% (615,8 млрд руб.), а X5 Group — до 20,6% (3,13 трлн руб.). Однако темпы роста замедлились на 7,2 п. п. по сравнению с 2022 годом.

Гендиректор "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров: наибольшие проблемы испытывают гипермаркеты, сталкивающиеся с оттоком покупателей в другие форматы и на маркетплейсы. В 2024 году стоит ждать ускорения темпов роста десяти крупнейших FMCG-сетей в том числе в связи с эффектом от сделок M&A, развитием онлайн-продаж и дискаунтеров.
Как миллеоналы переизобрели кулич
Необычная коллаборация модного бренда Rendez-Vous и сервиса доставки Яндекс Лавка вылилась в запуск "съедобной сумки". До 24 марта "хлебную" сумку можно заказать в приложении Яндекс Лавка за 249 рублей. Сумка, как и настоящая буханка, выпекается из теста в печи до румяной корочки.

А онлайн-доставка "Перекрестка" выпустила к Масленице "блиноплед". Он похож на блин диаметром 1,5 метра. Блиноплед разыграют в соцсетях с 11 по 17 марта.

"Блиноплед – это тонкое, легкое, но вместе с тем уютное, согревающее одеяло в виде румяных блинчиков. Мы его создали для 360-погружения в атмосферу Масленицы", – говорят в компании.
Алкогольные новости
Президент России Владимир Путин подписал закон, ужесточающий требования к производителям этилового спирта и алкогольной продукции. С 1 сентября 2024 года минимальный уставный капитал организаций, занимающихся производством алкоголя, увеличивается до 100 млн рублей. Оплата уставного капитала теперь запрещена неденежными и заемными средствами. Если же стоимость активов компании опустится ниже 100 млн рублей, она может лишиться лицензии в судебном порядке.

Производитель вина и коньяка "Левъ Голицынъ" летом начнет выпускать на заводе в Санкт-Петербурге виски под новым брендом Churchill. С ним она собирается увеличить производство виски втрое. Churchill будут продавать по 1000—1200 руб. за бутылку.

В январе 2024 года россияне установили рекорд по потреблению игристого вина. За месяц было выпито 2 млн декалитров, что на 11% больше, чем в 2023 году, и стало самым высоким показателем с 2018 года. Эксперты связывают рост продаж с развитием внутреннего туризма. Многие россияне предпочли провести новогодние праздники, путешествуя по стране, что привело к росту спроса на игристое вино в ресторанах и кафе.

Любопытный пример маркетинга на царящей вокруг шринкфляции. Пивоваренная компания "Балтика" хочет зарегистрировать бренд "1 честный литр".

"Пивоваренная компания "Балтика" подала иск в суд на датскую Carlsberg Breweries A/S, требуя взыскать 4,411 млрд рублей. Это задолженность по соглашению от 2021 года, включающая основной долг и проценты за пользование займом. Иск связан с расторжением Carlsberg Group лицензионных соглашений с "Балтикой".

Ассоциация виноградарей и виноделов России (АВВР) предложила ввести 200%-ные пошлины на вино из стран НАТО. Исполнительный секретарь АВВР Алексей Плотников заявил, что эта мера необходима для "защиты отечественного рынка". Еще одно предложение ассоциации — отменить льготный режим импортных пошлин на вина из Грузии. К роме того, ассоциация призвала установить с 1 сентября квоту в 20% для российского вина в магазинах с дальнейшим ее увеличением до 50%.
Искусственный интеллект в ритейле
Walmart в партнерстве с Microsoft планирует использовать машинное обучение для анализа поведения покупателей и персональных рекомендаций товаров. Новая функция поиска на сайте и в мобильных приложениях Walmart позволит задавать запросы на естественном языке, например, указать повод - день рождения или вечеринку по случаю спортивного матча - и система предложит подходящие товары.
Президент компании Даг Макмиллон рассказал, что алгоритмы научатся подбирать релевантные категории товаров после поиска, предлагая "отборный список лучших товаров". Эти нововведения, уверяет он, напрямую бросят вызов поисковым инструментам Google и Amazon.

58% россиян скорее доверят свои личные данные представителям брендов, чем искусственному интеллекту, показало исследование Rybycore. При этом 78% опрошенных не хотят делиться персональными данными с компаниями, но 45% готовы раскрывать свои покупательские предпочтения за скидки. Личную информацию россияне с большей готовностью доверят знакомым компаниям (70%) или известным брендам (20%). А для 9% не имеет значения, кому предоставлять свои данные.

Теперь узнать статус заказа ВкусВилл можно с помощью Алисы, виртуального ассистента Яндекса. Ранее такая функция была доступна только в "Яндекс Маркете" и "Яндекс Лавке". Чтобы узнать статус заказа, нужно авторизоваться в навыке Алисы по номеру телефона, привязанному к аккаунту ВкусВилл. После этого Алиса будет отправлять пуш-уведомления на телефон со ссылкой на страницу с информацией о заказе.

65% ритейлеров уже используют ИИ для персонализации обслуживания клиентов, несмотря на то что главный приоритет ИТ-подразделений в этом году - снижение затрат. Об это рассказывается в отчёте Talon.One, Bloomreach и Orium. 37% участников опроса рассказали, что только бюджеты мешают их компании предлагать всё лучшую персонализацию, основанную на ИИ.

А команда Яндекс.Еды создала кулинарного бота-нейрошефа, который честно ответит о вашем блюде. Для того, чтобы получить комментарий от исскуственного интеллекта, нужно отправить фото завтрака, ужина или обеда в бот в телеграме.
Что ещё интересного?
Аналитики платформы Авито провели исследование и выяснили, что 73% опрошенных россиян готовы покупать товары у частных продавцов на ресейл-платформах, а 68% — имеют опыт продажи на подобных площадках. Большинство пользуется ими для рационального ведения бюджета и поиска лучших вариантов по цене-качеству, но некоторые также ценят ресейл за винтаж, ручную работу и возможность найти редкий товар.
В сети магазинов "Магнит" началась акция "Стикерсы-2". За каждые 500 рублей в чеке при предъявлении карты лояльности покупатели будут получать стикерс - наклейку с персонажами из мемов. Собрать всю коллекцию из 27 стикерсов можно также, покупая товары-спонсоры, участвуя в игре в мобильном приложении "Магнит" или приобретая стикерсы на кассе за 49 рублей.
ВкусВилл увеличивает число дарксторов, подключенных к сервису бесплатной доставки цветов, и выходит в Санкт-Петербург. За год выручка проекта выросла в 2 раза, а число заказов - в 3 раза. Средний чек покупателей, использующих сервис, почти в 2 раза больше среднего онлайн-чека по сети. Доставка цветов доступна уже на трети дарксторов ВкусВилл в Москве и Московской области, в день представлен ассортимент из 25-30 букетов.
Мегамаркет вслед за Ozon начал продавать автомобили. Пока что покупка доступна только в Москве и Санкт-Петербурге. Оформление заказа ничем не отличается от обычного онлайн-шопинга: выбираете модель, жмете "Купить", указываете адрес доставки. Автомобиль доставят бесплатно, а электронный ПТС пришлют на email. Покупателям доступен кешбэк, который можно использовать для оплаты до 99% стоимости других покупок на Мегамаркете.
Авито запустит собственную сеть пунктов выдачи заказов и ПО для их владельцев. Владельцы ПВЗ смогут напрямую подключаться к Авито Доставке, а также открывать монобрендовые пункты Авито. Для них будет разработано специальное ПО. У пользователей Авито появится больше вариантов для выбора при оформлении доставки.
Ритейлер Target запускает платную программу лояльности Target Circle 360 - аналог программ Walmart+ и Amazon Prime. Сеть предложит подписчикам сверхбыструю доставку за час (при условии, что заказ стоит свыше $35) и бесплатную доставку любого товара за два дня. Стоимость годового членства на первом этапе составит $49. С 18 мая цена повышается до $99. Владельцы кредитных карт Target Circle будут получать скидки на товары в сети.
Сеть магазинов "Вкусвилл" начала сотрудничать с сервисом DoggyBag. Теперь нераспроданные, но пригодные к употреблению продукты будут продаваться через приложение DoggyBag со скидкой. "Доггибэг" - это набор еды, который пользователь не может собрать сам. При этом такие наборы продаются практически по себестоимости. Такой подход, как и фудшеринг, позволяет предотвращать образование пищевых отходов.
В розничной сети "Лента" стартует акция лояльности для детей под названием "Скейтеры". Скейтеры – это уникальные многофункциональные игрушки. В каждом наборе персонаж в виде кошки или собаки популярных пород и игрушка-скейт. Всего в коллекции 14 четвероногих питомцев, в том числе фигурка талисмана "Ленты" – кота Уха. Скейтерами можно играть с друзьями, носить их как брелок или соревноваться в исполнении трюков.
Руководитель продуктов гиперлокальной логистики компании СДЭК Нина Горохова: Понедельник – самый загруженный день для доставки. В это время количество посылок увеличивается в 2-3 раза, что может привести к задержкам. Лучше всего делать заказы в середине недели, когда нагрузка на сеть меньше. Сезонные факторы также влияют на сроки: летом доставка обычно быстрее, а декабрь – самый загруженный месяц из-за предновогоднего ажиотажа и плохой погоды.
Хорошего дня!
Редактор Retail Today, Игорь Бахарев.

hello@retailtoday.ru
Мы благодарим наших партнеров за поддержку рассылок.
Спонсорство не влияет на редакционный контент.

SEES GROUP © 2024. Все права защищены.
Отписаться от рассылки