Пятница, 16 февраля
Привет, коллега, вот что тебе нужно знать сегодня за 6 минут 15 секунд
☕ Подписаться или пригласить друга
ЦИТАТА

Гендиректор "Магнита" Анна Мелешина: Нехватка кадров — это, безусловно, важный аспект. Мы ощущаем большой недостаток в линейном персонале — это и продавцы, и работники складских помещений, и водители, и многие другие позиции.
Отчётности крупного ритейла
Оборот Ozon (GMV) за 2023 год вырос на 110%, до 1,7 трлн рублей. Число заказов удвоилось и превысило 950 млн. Это произошло благодаря росту частоты покупок и увеличению клиентской базы. Скорректированная EBITDA за 2023 год положительная. Чистый денежный поток от операционной деятельности превысил 80 млрд рублей. Площадь логистических объектов Ozon в России и СНГ выросла в два раза, до 2,5 млн квадратных метров. Количество пунктов выдачи заказов почти утроилось и превысило 45 тысяч.

Сеть SUNLIGHT объявила предварительные операционные результаты за 2023 год. Общий объем продаж вырос на 49%, достигнув 78 млрд рублей с учетом НДС. Рост обусловлен увеличением числа покупок на 22%, среднего чека на 22% и активной экспансией сети. Офлайн-продажи выросли на 56%, онлайн-продажи на 37%, и продажи в сопоставимых магазинах увеличились на 35%. Доля продаж ритейлера на рынке составила 22%, причём компания поставила себе цель дорасти до 30% к 2025 году.

METRO Россия сообщила о росте продаж в октябре-декабре. Продажи в местной валюте выросли на 19,9%. Особый рост показала категория В2В клиентов: рестораны, отели, офисы, а также независимая розница. Рост продаж в HoReCa во второй половине I квартала составил 65%. Объем онлайн-продаж вырос на 22% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.

Группа М.Видео-Эльдорадо за 2023 год удвоила оборот своего маркетплейса. Это стало возможным благодаря росту числа партнеров (до 800), расширению ассортимента (до 140 000 товаров) и подключению новых категорий (электроинструменты, товары для сада, сантехника). Наибольшим спросом пользовались товары для дома, а также смартфоны, телевизоры, садовая техника и оборудование.

Общие продажи (GMV) группы в 4 квартале 2023 года выросли на 43% год к году до 181,1 млрд рублей. Это новый рекорд по объему квартальных продаж за всю историю.
Что в голове у государства
В России разрабатывается законопроект, направленный на ограничение сбора персональных данных пользователей агрегаторов услуг, маркетплейсов и других онлайн-порталов. В том числе в в том числе в маркетинговых целях, да. Законопроект уже получил поддержку Правительства РФ. Его автор также считает необходимым закрепить в законодательстве положение о том, что операторы не могут отказать клиентам в оказании услуги, если они отказываются предоставлять личную информацию.

Глава Минпромторга РФ Денис Мантуров призвал маркетологов и руководителей отечественных компаний переходить на названия на кириллице. "Простое уважение к своей стране, к родному языку, позволяет нам рассчитывать на изменение этого подхода. Можно считать это моим посылом к маркетологам, к руководителям компаний", - заявил он. Пока что ещё только призвал, выдыхаем.

Министерство промышленности и торговли (Минпромторг) не поддержало ряд положений законопроекта, направленных на ужесточение требований к работе маркетплейсов. В частности, ведомство выступило против предложений запретить маркетплейсам менять комиссии и тарифы чаще раза в год и штрафовать продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов без их согласия.

Союз потребителей РФ также выступил против законопроекта о маркетплейсах, в частности, против пункта, по которому маркетплейсы ответственны за проданные товары. В Союзе считают, что это несправедливо, так как маркетплейсы не владеют товарами и не могут их проверять.

Путин подписал закон, согласно которому, региональные власти могут ограничить розничную продажу алкоголя в многоквартирных домах. Уже с 1 апреля регионы могут ввести ограничения на торговлю пивом, сидром и другими слабоалкогольными напитками в точках общепита в многоквартирных домах за исключением ресторанов, кафе и баров.
Безумные идеи в честь Святого Валентина
Магнит специально под День святого Валентина начал продавать набор чипсов Big Bon "для него и для неё". Внутри закуска двух вкусов: ребрышки гриль с соусом барбекю и сметаны с луком и с чесночным соусом. Набор лимитированный, так что попробовать вы его вряд ли сможете. Но концепт можно оценить.

Бренд натуральных снеков и попкорна Holy Corn, в коллаборации с онлайн-кинотеатром Premier, запустил лимитированную новинку специально к 14 февраля. Holy Corn "Шоколав" – это сладкий попкорн в новой технологии производства, изготовленный из полностью натуральных премиальных ингредиентов. Зерно, покрытое легкой хрустящей глазурью и политое нежным молочным шоколадом.

В Японии в честь праздника начали готовить шоколадных мужчин в трусах. Парня можно даже уложить в постель — но для этого придется добавить к заказу пачку слоеного теста.

А ЁбиДоёби показал собственную новинку — нижнее бельё с роллами.
Аналитика года в онлайне и не только
Итоги года в российском екоме от АКИТ. Объем интернет-торговли в России в 2023 году вырос на 28% до 6,4 трлн рублей. Доля онлайна достигла 13,8%. Важнейший вывод: регионы увеличили свое присутствие в eСommerce: более половины (52%) всех продаж в интернете обеспечивают 10 регионов страны.

Топ-5 самых популярных товаров в интернете: цифровая и бытовая техника (18%), мебель и товары для дома (15,4%), одежда и обувь (14,6%), продукты питания (11%), товары для красоты и здоровья (8,1%). Средние чеки выросли в категориях: аптеки, аксессуары, спорттовары, одежда и обувь.

Оборот розничной торговли в России в декабре 2023 года увеличился на 10,2% по сравнению с показателем за аналогичный период предыдущего года и составил 4,944 трлн рублей, в январе - декабре розничные продажи выросли на 6,4% - до 47,405 трлн рублей, следует из доклада Росстата о социально-экономическом положении России. Доля онлайн-продаж в общем обороте розницы к концу года увеличилась до 11,6% против 9,2% в декабре 2022 года.

По данным Аналитического центра НАФИ, 73% россиян к концу года пользовались маркетплейсами. Однако лишь 27% полностью довольны опытом взаимодействия с этими площадками. 42% опрошенных сталкивались с какими-либо проблемами, из которых наиболее распространенными оказались нарушение сроков доставки (26%), доставка поврежденного товара (20%) и несоответствие товара описанию в карточке (16%).

За 2023 год на российский рынок вышло 40 новых отечественных брендов, говорят аналитики Nikoliers. Большинство (42%) из них из сегмента Fashion. Наиболее многочисленная категория (57,5%) - это начинающие игроки, которые впервые выходят на рынок. Второй сегмент (25%) - это бренды, созданные уже представленными на рынке крупными ритейлерами. Третья группа (17,5%) - это перезапуск ушедших иностранных ритейлеров в виде мультибрендовых магазинов. Новые бренды успешно заместили освободившиеся ниши и площади в топовых торговых центрах.
СТМ во главе угла
В 2023 году М.Видео-Эльдорадо 15% продаж пришлось на собственные торговые марки и эксклюзивные бренды. Это стало возможным благодаря прямому сотрудничеству с производителями, импорту товаров и развитию маркетплейса.

Одним из ключевых событий года стал запуск бренда Carrera – бытовой техники с уникальным дизайном. В условиях ухода с рынка крупных мировых производителей Carrera позволяет расширить предложение и отвечает запросам покупателей, которые всё чаще выбирают новые бренды.

Пиво-безалкогольный комбинат "Очаково", видимо, готовится выпускать шампанское. Компания подала заявки на регистрацию товарных знаков Zoomba Brut и Zoomba Semi Sweet, предназначенных для игристых вин. Подробностей пока нет. Кроме того, в ближайшие годы "Очаково" планирует расширить свой ассортимент, выпустив коньяк и виноградную водку, стремясь использовать свои знания в виноделии для успешного введения новых продуктов.

Сеть жестких дискаунтеров В1 ("Первый выбор") запустила тестовые продажи готовой еды под СТМ в 4 магазинах Москвы. Ассортимент - около 20 позиций: горячие блюда, салаты, десерты. Рядом с витринами - микроволновки для подогрева. В марте 2024 года сеть подведет итоги теста и примет решение о масштабировании проекта. Готовая еда может появиться в других дискаунтерах В1 в Москве и других крупных городах.

Заместитель председателя комитета МТПП по развитию предпринимательства Марина Петрова: В 2024 году слияния и поглощения продолжатся. У предприятий, которые испытывают неуверенность с точки зрения развития своего бренда и не могут оперативно провести модернизацию, есть два выхода — делать СТМ или быть поглощёнными более крупным бизнесом.

Яндекс.Лавка вводит в свое портфолио СТМ "Лавка 100", представляющую собой коллекцию премиальных продуктов, включая редкие сыры, шоколад, нестандартные десерты и другие товары высокого качества. Проект запустился благодаря сотрудничеству с российскими фермерскими производствами. Всего планируется выпустить 100 уникальных продуктов. Для создания дизайнов нового бренда использована нейросеть YandexART и приложение "Шедеврум".
Технологии на пользу ритейла
Самокат представил классный кейс онлайн-геймификации с "Клаустрофобией". Онлайн-квеструм, в котором нужно помочь курьеру-партнеру отыскать золотой круассан и выбраться из самого охраняемого банка. Выиграть туда билет можно, если выполнять задания в соцсетях компании. На видео - как выглядит этот процесс.

Яндекс Еда объявила о том, что интегрировалась Fortnite. Формат интересный. В игре появилась новая карта - "остров Яндекс Еды". На ней геймеры вместо того, чтобы убивать друг друга, будут играть в прятки на фудкорте. Можно превращаться в различные предметы еды, роботов-доставщиков, самокаты, курьерские сумки. Также Еда запустила сервер в Discord, где геймеры могут быть в курсе новостей острова и найти друзей для игры. На видео показан примерный геймплей.

Кассы самообслуживания могут снизить лояльность покупателей к магазину. Как говорится в исследовании Колледжа бизнеса LeBow, люди предпочтут вернуться в тот магазин, где их обслужат с помощью традиционной кассы, а все эти современные изменения им не нравятся. Однако, если убедить покупателей, что покупка на кассе самообслуживания — это полезный опыт, потерю лояльности можно снизить. Для этого можно, например, сделать процесс оплаты более простым и удобным, а также предоставить покупателям дополнительную мотивацию, например, скидки или бонусы.

При этом более половины представителей поколения Z в США предпочитают кассы самообслуживания в магазинах. Мало того, многие даже готовы сменить магазин, если в нем нет таких касс. При этом треть молодых покупателей признались, что выбирают кассы самообслуживания чтобы совершать с их помощью кражи.
Что ещё интересного?
Рынок eСommerce в России ждет трансформация. Об этом заявила гендиректор Wildberries Татьяна Бакальчук. По ее словам, новые игроки будут успешны, если займут узкие ниши, которых еще нет на рынке. Например, это могут быть маркетплейсы, специализирующиеся на услугах или товарах для сельского хозяйства. Новые нишевые маркетплейсы могут изменить ландшафт российской электронной коммерции. Они предложат покупателям более широкий выбор товаров и услуг, а конкуренция будет стимулировать инновации.
Многомесячная сага с разделом бизнеса Baring Vostok завершилась: 15 февраля 2024 года власти одобрили сделку, по которой "Восток Инвестиции" Елены Ивашенцевой выкупит 12 активов фонда, включая Ozon. Но история Ozon получила неожиданный поворот: "Восток Инвестиции" обязуются продать маркетплейс "российской структуре, не находящейся под санкциями". Окончательный владелец Ozon пока непонятен. И все стороны традиционно отказываются от комментариев.
Джефф Безос продолжает распродавать акции Amazon. За минувшую неделю он продал 24 млн акций на сумму $4 млрд. Это уже вторая крупная продажа за месяц: ранее в феврале Безос заявил о планах продать до 50 млн акций до конца января 2025 года. Несмотря на продажи, Безос остается крупнейшим акционером Amazon. Ему принадлежит около 9% акций компании.
Сегмент eСommerce лидирует по темпам роста в логистике, отмечают эксперты компании Delko. Доля заказов сегмента в объеме перевозок выросла с 19% до 27%. Тарифы на автоперевозки в 2023 году повысились практически вдвое. Это связано с ростом их себестоимости, основными драйверами которого являются лизинговые платежи, топливо и заработная плата водителей.
Спрос на сотрудников со стороны работодателей в январе 2024 года вырос на 18% по сравнению с январем 2023 года. Самыми востребованными оказались сферы торговли (45% вакансий), где чаще всего искали продавцов, кассиров и мерчендайзеров, а также сотрудники без опыта работы (12%), среди которых наиболее востребованными были курьеры, разнорабочие и грузчики.
Представители оператора "Деловые линии" говорят, что за 2023 год почти в 4 раза вырос спрос на доставку товаров из Казахстана на распределительные центры маркетплейсов в России. Заметная положительная динамика наблюдается и на белорусском направлении.
Количество россиян, обманутых мошенниками при онлайн-покупках, снизилось на 22% за год. Опрос Ozon Банка показал, что в 51% случаев мошенникам удалось украсть не более 5 000 рублей, а в 2% – более 100 000 рублей. Звонки по телефону (65%) остаются основным способом связи мошенников. В 36% случаев они писали в мессенджеры, в 22% – в соцсети, в 20% – на email.
Продавцам-мужчинам из сети Л'Этуаль (ООО "Алькор и Ко" - головная компания группы) рекомендуется быть скромнее в своём внешнем облике и использовать "более натуральные цвета в макияже", чтобы не раздражать клиентов.
Японская анимационная студия Ghibli, основанная Хаяо Миядзаки, выпустила кулинарную книгу по мотивам аниме " Ведьмина служба доставки". Книга будет называться "Стол Ghibli. Детская кулинарная книга". В продаже она появится в марте. Книга будет включать в себя рецепты блюд, которые упоминаются в мультфильме, а также рецепты, вдохновленные другими анимэ студии.
Хорошего дня!
Редактор Retail Today, Игорь Бахарев.

hello@retailtoday.ru
Мы благодарим наших партнеров за поддержку рассылок.
Спонсорство не влияет на редакционный контент.

SEES GROUP © 2024. Все права защищены.
Отписаться от рассылки