Вторник, 13 февраля
Привет, коллега, вот что тебе нужно знать сегодня за 6 минут 5 секунд
☕ Подписаться или пригласить друга
ЦИТАТА

Ex-директор по e-com в Phillips DA Людмила Казунеткина: с падением рубля те, кто хотел обновить уже имеющиеся дома товары, в одночасье опустошили полки магазинов, затем спрос в этом сегменте резко упал. Инноваторы, то есть те, кто присматривался к покупке нового предмета бытовой техники и электроники, в большинстве сегментов отложили эту идею. Люди стали осознаннее относиться к тратам, так как спрос больше всего снизился на товары, у которых нет четкого рационального применения.
Государственные инициативы в отрасли
В Госдуму поступил законопроект, закрепляющий право покупателя есть продукты в магазине еще до оплаты их на кассе. По словам депутатов, действующее законодательство не содержит ни прямого запрета, ни разрешения на употребление товара до оплаты в магазине. Однако покупатель, когда берет товар с полки магазина, соглашается с условием последующей его оплаты на кассе продавца.

Председатель совета директоров "Агрокомплекса им. Ткачева" Александр Ткачев предлагает ограничить долю импортных вин в России до 50%, а затем и вовсе сократить. Он считает, что сейчас на полках магазинов и в ресторанах слишком много импортного вина, что мешает развитию отечественного виноделия. По его оценке, доля отечественного вина в торговле и общепите не превышает 30-40%. Между тем, производство виноградных вин в России выросло на 20,4%, а игристых вин - на 7,7%. В то же время производство коньяка сократилось на 21,9%.

Правительство России поддержало законопроект, который обяжет торговые сети оплачивать скоропортящиеся продукты в течение 4-8 рабочих дней. Цель инициативы - сокращение сроков оплаты поставок социально значимых и скоропортящихся продуктов. Ожидается, что это поможет поставщикам таких продуктов улучшить свою финансовую устойчивость.

Ювелиры просят отложить обязательную маркировку изделий на два года. Они не успевают подготовиться к новым правилам, так как после отмены УСН в отрасли выявилось много незарегистрированных изделий.

Максимальная задача участников рынка — добиться полного отказа от маркировки. Но это вряд ли. В ФПП считают, что маркировка привела к "обелению" рынка. Около 20-25% изделий с сомнительными клеймами будут направлены в правоохранительные органы. Да и Федеральной пробирной палате иначе что делать.
Суды в ритейле
Сеть обувных магазинов Kari подала в суд на ФАС, оспаривая отказ в возбуждении дела против Zenden. Поводом для спора стала контекстная реклама Zenden, где в качестве ключевика использовалось слово "kari". Kari считает, что Zenden таким способом пыталась ввести в заблуждение потребителей. В Kari утверждают, что действия Zenden противоречат законодательству и деловой этике, а также могут нанести вред их репутации и привести к убыткам.

ФНС подала в арбитраж иск о признании недействительным перечисления 12,9 млрд рублей от российской дочки IKEA "ИКЕА Торг" к связанной с ней компанией в Ирландии - Fami Limited. Он касается денег, которые в ноябре 2022 года "Яндекс Маркет" заплатил за оставшиеся в России стоки товаров IKEA. Будут пытаться доказать, что эти деньги должны были остаться в России и уйти на погашение "долгов" IKEA, впрочем, конкретики пока нет. Суд по делу состоится 5 марта.

Арбитражный суд города Санкт-Петербурга и Ленинградской области поддержал решение Санкт-Петербургского УФАС в деле с ПАО "Мегафон", которое нарушило Закон о рекламе.

Интернет-ритейлер Shein завалили исками, касающимися нарушений авторских прав. Компанию обвиняют в массовом нарушении авторских прав и продаже подделок, несмотря на многочисленные обещания прекратить подобную деятельность. "Shein – рецидивист, он знает, что делает", - говорит адвокат Эндрю Гербер, который защищает несколько компаний, пострадавших от китайского ритейлера.

По данным судебных документов, общее число дел о нарушении авторских прав против компании составляет уже как минимум 93. Только в 2023 году было подано 30 новых исков. Среди истцов такие гиганты, как H&M и Uniqlo. Shein отрицает все обвинения, но риски для компании, планирующей IPO, велики.

Хакасское УФАС возбудило дело против "Ёбидоёби". Предметом разбирательства стала реклама набора роллов под названием "Кровь на асфальте" с текстом "Не будь чушпаном. Ты теперь пацан, потому что у тебя есть, с чем смотреть очередную серию любимого сериала". Региональное антимонопольное ведомство сочло, что "Ёбидоёби" нарушила несколько пунктов закона о рекламе.
В преддверии Валентина
Wildberries: Продажи открыток - валентинок с сердечками и признаниями в любви выросли в 30 раз по сравнению с первыми двумя неделями года. Продажи фигурного шоколада выросли на 190% в штуках, плиточного - на 85%. Число заказов мягких игрушек увеличилось на 26%. Продажи посуды к 14 февраля увеличились на 55%.

Ozon: Кроме ювелирных украшений, цветов и шоколада, в топе запросов товары для рыбалки и автомобилей.

Ассоциация ювелиров России: Средний чек на украшения ко Дню влюбленных вырос на 15%. Пару лет назад он составлял 7-8 тыс. руб., а сейчас это 10-12 тыс. рублей.

Эвотор: Средний чек в ювелирных магазинах накануне Дня всех влюбленных увеличился на 30% по сравнению с 2021 годом.

Адмитад Россия: Перед 14 февраля россияне увеличили спрос на ряд категорий товаров - в этом году бренды могут ожидать ажиотажа в них опять. Например, россияне на 40% чаще заказывали ювелирные украшения и аксессуары. На 22% выросло число продаж в бьюти-сегменте. Еще на 10% подскочили заказы в категории моды. Здесь покупательницы отдавали предпочтение платьям и кружевному нижнему белью. Рост числа заказов бытовой техники и электроники превысил 11%.

Tinkoff Romantic Index: в 2024 году стоимость свидания на 14 февраля вырастет на 10%.

NielsenIQ: В предстоящие весенние праздники россияне готовы потратить на подарки в среднем более 13,5 тысяч рублей. Из них примерно 4 тысячи приходится на День святого Валентина.

А ТРЦ "Ривьера" собирается устроить сюрприз всем своим посетителям. 14 февраля, в честь дня Святого Валентина компания сбросит из-под купола центра 55 000 воздушных шаров. Внутри шариков спрятаны тысячи подарков: сертификаты в ювелирные магазины, рестораны, парки развлечений и так далее. Напомним, что похожая акция была и в прошлом году, но тогда спустили всего 40 000 шариков.
Carlsberg с российским вкусом и видом
Минпромторг хочет ограничить права иностранных инвесторов из "недружественных" стран распоряжаться интеллектуальной собственностью, включая локальные российские бренды, патенты и технологии.

Для этого предлагается дополнить полномочия комиссии по иностранным инвестициям правом определять особый порядок для таких сделок. Это позволит правительству контролировать "выход" из РФ иностранных компаний, владеющих российской интеллектуальной собственностью.

Самый скандальный пример - тяжба между Carlsberg Group и Балтикой за ряд брендов датской компании. Кстати, убытки Carlsberg Group от потери контроля над Балтикой составили 47,75 млрд датских крон — около 624 млрд рублей.

Между тем, стало известно, как именно в России будут выглядеть бренды, которые не достались Балтике. Речь идёт о таких напитках, как Seth & Riley's Garage, Tuborg Green и Kronenbourg Blanc. Для сравнения - оригинальные бутылки.
Пельмени в самое сердечко
ВкусВилл в честь праздника выпустил новый замороженный продукт под СТМ - "Любмени". Это блюдо из теста с начинкой в форме сердца. "Любмени" представлены в трех вкусах: с творогом и клубничным джемом, мясные со сливками, мясное ассорти с моцареллой. Идея придать форму сердца пельменям принадлежит бренд-менеджерам ВкусВилл. Продукт станет отличным вариантом для романтического ужина: эстетично, тематично и экономит время. Есть ещё ветчина "Сердечко" из свинины и индейки, но это не так огненно.
Самокат на Хуторе
На Роза Хутор прошёл спортивно-музыкальный фестиваль "Розафест". На нём свой маркетинговый проект представил "Самокат" которой обустроил лаунж-зоны в виде эскимо и северного чая. Там можно было отдохнуть на подогреваемых лавочках, пообщаться и сделать фото с видом на заснеженные горы. Или заказать угощение в приложении "Самоката". Заказ доставляли прямо на площадки.
Что ещё интересного?
Сервис быстрой доставки "Самокат" закрыл раздел "Бьюти" в своем приложении. Теперь товары из этой категории доступны на маркетплейсе "Мегамаркет" в категории "Мегамаркет красота". Ассортимент товаров в разделе составляет 17 000 позиций среди которых парфюмерия известных брендов, декоративная косметика, косметика для ухода за лицом и волосами. В том числе, на маркетплейсе представлены товары под собственной маркой "Самоката". У "Самоката" и Мегамаркета уже столько совместных проектов, что решение не очень удивительно. В частности, в ноябре прошлого года они запустили три новых бренда. При этом товары брендов Konda и Arive Fashion представлены только на "Мегамаркете".
Ozon открыл бесплатную аналитику "Что продавать на Ozon" для всех игроков ритейл-рынка. Она поможет малому и среднему бизнесу оценить привлекательность продаж на маркетплейсе до регистрации. Сервис предоставляет детальную аналитику: объем продаж по категории, средняя стоимость товара, количество продавцов, конверсия в корзину.
IKEA, ранее заявившая об уходе из России, продлила регистрацию своего товарного знака в Роспатенте до 2033 года. Всего подано 4 заявки на регистрацию брендов IKEA и ИКЕА, включая изображения. В начале февраля Роспатент уже зарегистрировал один из них.
Россияне в 2023 году стали больше покупать. По данным аналитиков "Продажи.рф", потребительская активность выросла на 9%. Это позволило приобретать не только товары первой необходимости, но и те, покупку которых постоянно откладывали. Лидерами по росту продаж стали одежда и обувь. Общая сумма выкупленных товаров в категории "Одежда" увеличилась на 20%, а средний чек - на 5%. Россияне также стали больше тратить на обувь (на 15%), аксессуары (на 13%).
Посылки в ряд стран Европы временно доставляются только авиатранспортом, сообщила "Почта России". Наземная доставка посылок приостановлена в 24 страны. В список вошли: Австрия, Бельгия, Болгария, Великобритания, Венгрия, Германия, Дания, Ирландия, Испания, Италия, Латвия, Литва, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Румыния, Словакия, Словения, Франция, Хорватия, Чехия, Швейцария, Швеция и Эстония.
Сразу несколько крупных китайских банков остановили или крайне затруднили трансакции с российскими и белорусскими компаниями. На практике это выливается в то, что крайне сложно оплатить товар. Компании, опрошенные "Ведомостями" жалуются, то у них срываются сделки. Что ещё хуже, остановка расчетов ввиду почти наступившего китайского Нового года означает, что логистический коллапс почти неминуем – вывезти товар не будет возможности по крайней мере до марта.
Яндекс договорился о покупке eLama, сервиса для управления интернет-рекламой. Сделка должна закрыться в 2024 году после получения согласований. Платформа позволяет настраивать рекламу в 19 системах, включая Яндекс, VK и Telegram. Яндекс планирует развивать eLama под своим брендом и предоставлять ее клиентам новые возможности. Сумма сделки составит в 10−15 млрд рублей, считают эксперты.
Сеть гипермаркетов мебели Hoff арендовала 28,5 тыс. кв. м. складских площадей в строящемся комплексе "Солярис" в Колпино. Это позволит компании расширить присутствие в Санкт-Петербурге и Ленинградской области, улучшить логистику и обслуживание клиентов. "Солярис" расположен на юге города, в Колпино, рядом с Московским шоссе. Его конфигурация полностью соответствует требованиям Hoff. Склад будет введен в эксплуатацию летом 2024 года.
Российские производители полностью локализовали производство упаковки для продуктов, включая асептическую, заменив Tetra Pak и Pure-Pak, уверяют в Союзмолоке. "Упаковочный" кризис в России преодолен: основные участники рынка локализовали производство всех основных сырьевых компонентов, а объем выпуска полностью покрывает спрос. Несмотря на трудности 2022 года, вызванные санкциями, некоторые компании, такие как Danaflex, "Ламбумиз", "Молопак", нарастили объемы производства и сейчас разрабатывают новые инвестиционные проекты.
Хорошего дня!
Редактор Retail Today, Игорь Бахарев.

hello@retailtoday.ru
Мы благодарим наших партнеров за поддержку рассылок.
Спонсорство не влияет на редакционный контент.

SEES GROUP © 2024. Все права защищены.
Отписаться от рассылки