Пятница, 2 февраля
Привет, коллега, вот что тебе нужно знать сегодня за 5 минут 48 секунд
☕ Подписаться или пригласить друга
ЦИТАТА

Партнер One Story Ольга Сумишевская: Люди стали искать более дешевую одежду, а вещи премиум-класса стали меньше и покупать, и привозить.
Государство и ритейл
Госдума приняла закон, дающий регионам больше прав в борьбе с так называемыми "наливайками". Закон вступит в силу 1 апреля 2024 года. Регионы смогут ограничивать время продажи алкоголя в кафе, а также запрещать его продажу в ночное время. Исключением станут рестораны.

Депутаты Петербурга уже объявили, что создадут рабочую группу для борьбы с "наливайками". Они начнут работу над новым направлением уже на следующей неделе.

Продажа алкоголя на внутренних рейсах в России может быть разрешена уже в марте 2024 года. Депутаты Госдумы рассмотрят законопроект, который позволит продавать спиртное в зоне ожидания и залах выдачи багажа в аэропортах.

Недавно Минпромторг предложил обязать торговые сети выделить специальное пространство для отечественных непродовольственных товаров. Законопроект предполагает, что с 1 марта торговые сети должны будут выставлять на полку максимум 50% отечественных товаров. ФАС раскритиковала инициативу, заявив, что она может привести к повышению цен и возвращению плановой экономики.

В Государственную думу РФ в ближайшее время внесут законопроект о полном запрете продажи вейпов в стране, заявил глава комитета ГД по труду Ярослав Нилов. Предлагается запретить торговлю как никотинсодержащей, так и безникотиновой жидкостями и устройствами для их доставки.

Эксперты считают этот законопроект бессмысленным:

Член федерального президиума Ассоциации малоформатной торговли Антон Воронов: Тема жареная и всем хочется ради здоровья граждан на ней попиариться. Непонятно, чего можем добиться полным запретом.
Член комитета ГД по соцполитике Наталия Косихина: Полный запрет на продажу вейпов на территории РФ не решит ситуацию с их популярностью.
Сделки на рынке крупного ритейла
"Сделка года" при которой три крупных французских ритейлера поделят важнейшего конкурента, наконец-то завершилась. Auchan и Intermarché приобретут 98 и 190 магазинов сети Casino во Франции. А компании Carrefour достанется оставшиеся 26 магазинов. Общая сумма сделки составит 1,35 миллиарда евро. Кроме того, компании получат доступ к новым складским площадям: Auchan – к одному складу, а Intermarché – к трем.

Intermarché усилит свое присутствие в восточной части Франции и в Париже, а Auchan – на юге страны (например, на Лазурном берегу и в окрестностях Бордо). Интересно, что на такой альянс давним конкурентам пришлось пойти, чтобы сдержать сеть Lidl, которая хочет укрепиться на французском рынке.

Немецкая компания по доставке еды Delivery Hero продает свою долю в британском конкуренте Deliveroo. Delivery Hero владела 4,5% акций Deliveroo, но решила избавиться от них в рамках стратегического шага по улучшению своего финансового положения. Запланированная продажа акций поможет берлинской компании ликвидировать часть заблокированных средств и удовлетворить свои финансовые потребности. Акции Delivery Hero упали на 5,6% после новостей о продаже.

Инвестиционная компания Marathon Group Александра Винокурова вроде бы приобрела долю в сервисе доставки продуктовых наборов по подписке Grow Food. Сумма сделки оценивается в 4-4,5 млрд рублей. По информации источников Forbes, Marathon Group приобрела более блокирующего пакета, но меньше контрольного.
Выпученные глаза "Вкусно и точка"
Сеть ресторанов быстрого питания "Вкусно - и точка" запустила новую коллекцию игрушек в рамках детского меню "Кидз Комбо". Героями коллекции стали персонажи популярного анимационного сериала "Маша и Медведь".

Игрушки будут доступны во всех ресторанах сети в России, а также в меню доставки и в мобильном приложении с 6 февраля.
Новинки на рынке косметики
Торговая сеть "Улыбки радуги" запустила собственную торговую марку декоративной косметики BeYoung. Линейка состоит из 119 продуктов, включая палетки теней, румяна, скульптор, пудру, бронзеры, гель для бровей, блеск и бальзам для губ. Бренд представлен в бюджетном ценовом сегменте.

Косметика BeYoung уже доступна на полках магазинов "Улыбки радуги" и в интернет-магазине. В будущем планируется расширить линейку бренда и добавить тональный крем, консилер и праймер.

Фэшн-ритейлер Melon Fashion Group, владеющий брендом одежды Love Republic, планирует расширить свой ассортимент, начав выпуск косметики. Компания подала в Роспатент заявку на регистрацию товарного знака Love Republic Beauty. Если верить заявке, компания будет выпускать кремы для лица, средства по уходу за волосами, декоративную косметику, духи и другие косметические продукты под брендом Love Republic.

А Tonka Perfumes Moscow специально для ЦУМа создал коллекцию Orange Leather. Ароматы - марокканский мандарин и шафран. Коллекция представлена в фирменном для ЦУМа оранжевом цвете.
Судебный ритейл
Федеральная налоговая служба (ФНС) подала иск к ООО "Икеа торг" на сумму 12,9 млрд рублей. Компания ранее была эксклюзивным импортером шведского ритейлера товаров для дома Ikea в России. Суть иска не раскрывается, но, вероятно, связана с уходом Ikea из России.

Levi Strauss подал в суд на люксовый итальянский бренд Brunello Cucinelli за использование прямоугольной бирки, которую Levi запатентовал еще 1938 году. К иску Levi Strauss прикрепил более десятка фотографий одежды итальянского бренда, на которой были замечены "почти идентичные" копии бирок. Компания поясняет, что данная ситуация принесет непоправимый ущерб репутации бренда и финансовые потери.

Французский орган по надзору за конфиденциальной информацией оштрафовал Amazon на 32 миллиона евро за внедрение системы наблюдения за работниками на распределительных центрах. Регулятор признал эту систему слишком навязчивой и противоречащей GDPR (европейский регламент по защите данных). Система отслеживала перерывы в работе сканеров, которыми работники сканируют штрих-коды на товарах перед их упаковкой. Если сканером не пользовались 10 минут, то система делала отметку о простое, который сотрудник склада должен был объяснить. Кроме того, непонятно, зачем компании хранить все эти данные.
Маркетплейсы: актуальная аналитика
Основные результаты отчёта Tinkoff eCommerce и Data Insight о нишевых маркетплейсах России:

● Сейчас на рынке существует более 100 нишевых маркетплейсов.
● Рынок нишевых маркетплейсов вырос на 27% и достиг 591 млрд рублей в 2023 году.
● Больше половины рынка нишевых маркетплейсов пришлась на агрегаторы доставки продуктов (53%). Почти четверть оборота - на продажи Lamoda (22%). Маркетплейсы автозапчастей заняли 8% рынка, крупные категорийные маркетплейсы (Детский мир, М.Видео, Леруа Мерлен и пр.) - 8%, другие категории - 6%, фармацевтические - 3%.
● При сохранении текущих трендов развития рынка объем продаж нишевых маркетплейсов превысит 1 триллион рублей в 2026 году.

По данным исследования Data Insight и Мегамаркета, 46% пользователей маркетплейсов готовы попробовать новые бренды. При этом 37% респондентов вовсе не обращают внимания на бренд при покупке, а ориентируются на другие характеристики, такие как цена, качество, отзывы и рекомендации друзей. Главный критерий при покупке товара ранее неизвестной пользователю марки - уверенность в качестве. 35% опрошенных в первую очередь изучают отзывы, 30% учитывают рекомендации друзей, на цены ориентируются только 25% опрошенных.

В 2023 году рынок электронной коммерции в России продолжил расти. По данным ЮKassa, объём онлайн-платежей в стране вырос на 20% по сравнению с 2022 годом. Основным драйвером роста стали маркетплейсы, доля которых в общем объёме онлайн-продаж составила 60%. Однако самостоятельные площадки также показали значительный рост, их доля увеличилась до 30%.
Что ещё интересного?
Wildberries вроде бы рассматривает возможность строительства логистических парков для других компаний. Первые объекты появятся в Московской области и Санкт-Петербурге. В компании подтвердили, что рассматривают возможность развития направления строительства коммерческой недвижимости, но не уточнили деталей.
Дом, в котором Джефф Безос, по преданию, основал компанию Amazon, выставлен на продажу за $2,28 миллиона. Гараж, в котором и располагался первый офис компании, продаётся вместе с домом. Риэлтеры, выставившие дом на продажу, воссоздали даже оригинальную сине-белую вывеску компании с надписью "Amazon.com", которую можно обнаружить на старых фотографиях.
В российском Бургер Кинге начали продавать набор по Atomic Heart. Да. Только сейчас. Внутри: Атомик Воппер, картошка фри, напиток и гифт-талон. Случайно можно получить стандартное издание Atomic Heart, дополнение к игре "Узник Лимбо", уникальные скины на оружие в игре или цифровой артбук. Цена набора — 450 рублей.
Компания "Инстамарт сервис", владеющая сервисом доставки продуктов "Сбермаркет", подала в Роспатент заявки на регистрацию шести новых товарных знаков: "Ситимаркет", "СМ доставка", "Е-доставка", "СМ на районе", "Молния" и "Супермаркет".

Все шесть товарных знаков предназначены для использования в различных сферах деятельности, связанных с доставкой товаров, включая электронную торговлю, розничную торговлю, аренду складов и транспортные услуги.
Продажи одежды и обуви в России в 2023 году упали на 4-6% в денежном выражении, по оценке Infoline. Это меньше, чем в 2022 году, когда падение составило 10,3%. В натуральном выражении продажи, если и снизились, то несущественно.
"Лента" запустила технологию Click & Collect для пользователей приложения "Лента Онлайн". Заказать с самовывозом можно любые товары из ассортимента, включая алкогольную и табачную продукцию. Для получения заказа необходимо за несколько минут до посещения магазина нажать кнопку "Скоро буду" в приложении. За это время сотрудники перенесут его к стойке выдачи. Оплатить покупку можно онлайн или на кассе при получении.
В 2023 году объем онлайн-продаж продуктов питания в России достиг 800 млрд рублей, что на 40% больше, чем годом ранее. По прогнозам экспертов Россельхозбанка, в 2024 году этот показатель превысит 1 трлн рублей, а доля онлайн-продаж в общем обороте розничной торговли составит 5%.

Спрос на фермерские продукты питания также растет. В 2023 году объем онлайн-продаж фермерской продукции составил 50 млрд рублей, а в 2025 году может достичь 80 млрд рублей. Наибольшим спросом у покупателей пользуются молочные продукты, сыры и колбасы. В будущем ожидается рост спроса на молоко, свежее мясо птицы и яйца.
Рост цен, неудобство приложений и снижение скорости доставки привели к тому, что в 2023 году 19% россиян стали реже пользоваться сервисами доставки продуктов, утверждают эксперты Geo.Platforma. Однако 26% опрошенных по-прежнему приобретают продукты только через сервисы доставки, а 41% совмещают походы в магазин и онлайн-заказы.
По данным NF Group, российские ритейлеры заняли в ТЦ Петербурга 81%. В 2023 году в торговых центрах Санкт-Петербурга открылось 12 магазинов иностранных брендов, ранее не представленных в городе. Для сравнения – в 2022 году вышло восемь новых брендов, в 2021-м – девять.
Хорошего дня!
Редактор Retail Today, Игорь Бахарев.

hello@retailtoday.ru
Мы благодарим наших партнеров за поддержку рассылок.
Спонсорство не влияет на редакционный контент.

SEES GROUP © 2024. Все права защищены.
Отписаться от рассылки