Пятница, 15 декабря
Привет, коллега, вот что тебе нужно знать сегодня за 5 минут 58 секунд
☕ Подписаться или пригласить друга
ЦИТАТА

Руководитель управления корпоративных финансов ФГ "Финам" Алексей Курасов: Мы ожидаем, что тренд на уход иностранных инвесторов с нашего рынка продолжится до первого квартала 2024 года. Одна из самых больших и ожидаемых нами сделок – это уход Danone. Возможно, в этом году или в следующем компания согласится на сделку с дисконтом.
Битва за закон о маркетплейсах: новый виток
В готовящийся законопроект о регулировании маркетплейсов внесли несколько поправок, что вызвало новую волну дискуссии вокруг документа.

Депутат Госдумы Дмитрий Гусев: Поправки в законопроект о маркетплейсах защитят «маленьких продавцов». Хотя оборот маркетплейсов в 2023 году вырос на 30%, партнеры площадок столкнулись со снижением прибыли: у селлеров выручка упала на 16%, у ПВЗ — на 44%. Это нездоровая экономическая ситуация, которая ведет к тому, что около двух млн человек, которые являются партнерами маркетплейсов, жить стали хуже.

Зампредседателя комитета Госдумы по защите конкуренции Алексей Ситников: Внесенный законопроект – про то, чтобы нормы антимонопольного регулирования имели целеполагания и в онлайн-пространстве.

Президент АКИТ Артем Соколов: С принятием законопроекта россиянам можно будет забыть о привычной работе маркетплейсов с широким ассортиментом товаров, которые могут им оперативно доставить из любой точки страны. Текущая версия законопроекта полностью перечеркивает возможность работы по этой схеме.

Руководитель Ассоциации участников рынка электронной коммерции Алексей Кременсков: Партнёры маркетплейсов страдают из-за штрафов и снижения вознаграждения либо повышения комиссии. Для продавцов это повышение комиссии, за год оно составило от 5 до 10% на категорию. При этом снижение агентского вознаграждения для пунктов выдачи заказов составило до 40% в некоторых категориях в отдельных городах.

Между тем, скандалы вокруг маркетплейсов продолжаются.
В Екатеринбурге поменялось руководство региональным отделением Wildberries. "Новая метла" увеличила лимит товаров, которые может хранить ПВЗ, с 500 до 1200 на один пункт. Это привело к тому, что пункты выдачи заказов оказались завалены коробками, а покупатели стоят в огромных очередях. Сотрудники работают по 20 часов, но все равно не справляются. И просто отказываются выходить на работу.
Новые магазины и форматы
Сеть "Магнит" показала новый концепт для своих магазинов "у дома". В рамках нового концепта в магазинах будет сделан больший акцент на товары категорий "фреш" и "ультрафреш", свежие овощи и фрукты, готовую еду. Также будет расширено предложение собственных торговых марок "Магнита" и продукции локальных производителей.

Второй универмаг дизайнерской одежды Trend Island откроется в следующем году в ТРЦ "Европейский". А в "Авиапарке" на территории первого Trend Island уже в декабре появится фирменный фудхолл "TI балкон".

Lamoda открыла первые магазины розничной сети спортивных товаров под собственным брендом Lamoda Sport. Аутлеты открылись в Москве и Мытищах. 19 декабря появится магазин в Санкт-Петербурге. Там представлены спортивная одежда и обувь прошлых коллекций от мировых брендов по сниженным ценам. До конца года Lamoda планирует открыть магазины других форматов с различным ассортиментом.
В розничных магазинах доступны все преимущества программы лояльности Lamoda Club.

Компания Zara расширяет свою платформу по продаже б/у одежды Zara Pre-Owned. С 12 декабря сервис доступен в 14 новых странах: Бельгии, Нидерландах, Германии, Испании, Австрии, Хорватии, Словакии, Словении, Финляндии, Греции, Ирландии, Италии, Люксембурге и Португалии.

"Абрау-Дюрсо" открывает флагманский бутик с кафе Abrau Club в Москве. В магазине будут представлены аксессуары для дома и предметы интерьера от "Абрау-Дюрсо" и других брендов. Также будет создан клуб друзей бренда, для членов которого будут проводиться закрытые мероприятия, организовываться эксклюзивные путешествия и предлагаться другие привилегии.

Спортмастер открыл свой первый магазин в Узбекистане, в торгово-развлекательном центре Family Park в Самарканде. Магазин занял 1,1 тысячи кв.м на первом этаже ТРЦ. Сеть планировала открыть свои магазины в стране еще в 2020 году, но планы пришлось скорректировать из-за пандемии коронавируса.

Немецкая сеть MediaMarkt предлагает селлерам своего маркетплейса открыть "магазин в магазине", а именно арендовать пространство в своих физических магазинах. Первый пилотный проект проходит в Берлине. Компания по производству фитнес-оборудования арендовала 22 кв.м в флагманском магазине MediaMarkt. На этом участке был создан шоурум, где покупатели могут ознакомиться с продукцией, получить консультацию специалиста и оформить заказ с доставкой.

Amazon планирует открывать новые продуктовые магазины Amazon Fresh в США в 2024 году после годичного перерыва и резких шагов по сокращению расходов. Также компания расширяет свою службу доставки продуктов из магазинов Whole Foods Market на всю территорию США и делает ее доступной даже для тех, кто не подписан на программу лояльности Prime.
Дед Мороз для Wildberries и снеговик Ваня
Классный пример удачного ситуативного маркетинга от сети доставки суши и роллов "Много лосося". Сеть добавила в меню новое блюдо – "Собери снеговика Ваню". Предполагается, что новинку будут заказывать люди, которые во время циклона "Ваня" решили остаться дома и заказывают еду на дом.
"Снеговик Ваня" будет доставляться в разобранном виде. В его состав входят шарики из готового риса, свежий лосось, а также вырезанные по трафарету нори. И морковь для носа, конечно.

А Wildberries перед новым годом ищет Деда Мороза через вакансию на HH. Требования к соискателю:
• умение создавать настроение без газированных и алкогольных напитков;
• без подсказки угадывать, какой товар с WB сделает человека счастливее;
• умение интересно и слезливо рассказать историю про заказ, который нашел своего покупателя в Новый год;
• находить индивидуальный подход к каждому клиенту WB (даже к самому маленькому).
А ещё кандидат долен знать текст песни Maaaaagic Mooooments.
В заботе о лояльности
Яндекс Маркет запустил новую программу лояльности: покупатели могут выбрать три любимые категории товаров и получать по ним скидку до 20%. "Любимые категории" – это список товаров, которые покупатель часто покупает. Список категорий и скидка на них меняется каждый месяц. При этом если оплатить заказ картой Яндекс Пэй, можно получить дополнительную скидку до 30%. Таким образом, покупатель может сэкономить до половины стоимости товаров.

Лента расширила пилотный проект по внедрению прогрессивных ценников на 12 городов. Теперь покупатели могут получать скидку от 10% до 30% при покупке от двух штук одной позиции. Чем больше покупка, тем выше скидка. Прогрессивные ценники представлены в гипермаркетах в Воронеже, Железноводске, Ижевске, Екатеринбурге, Нижнекамске, Нижнем Тагиле, Санкт-Петербурге, Стерлитамаке, Уфе и Волгограде. Скидки загружены на более чем 20 000 SKU.

"Магнит" запустил программу лояльности для своей сети жестких дискаунтеров В1. Чтобы стать участником, нужно бесплатно оформить электронную карту в приложении v1.market. За каждые 700 рублей начисляется одна звезда. Накопленные звезды можно обменивать на скидочные купоны, акции и привилегии. Например, купон "Упаковкой дешевле" позволит купить йогурты или корм для животных дешевле, чем поштучно. Также участники программы могут получать постоянные выгоды: скидки на определенные товары или выпечку собственного производства сети за полцены.

В сети мебельных магазинов Lazurit обнаружили, что при высоком среднем чеке их клиентам не очень комфортно оплачивать товары одним платежом. Поэтому в компании решили поэкспериментировать с оплатой частями и подключили Сплит. В итоге сейчас уже 49% покупателей выбирают BNPL-решения, а лояльность клиентов повысилась.
Новости eGrocery
"Яндекс Еда" и сеть "Вкусно – и точка" представили совместный проект по доставке еды роботами. Услуга доступна для жителей района Хамовники Москвы. При наличии свободного робота приложение предложит его при оформлении заказа. Заказ можно получить и обычной доставкой курьером.

ВкусВилл вводит специальные надбавки для курьеров, чтобы повысить заработок активно работающих на 20-30%. Компания уже выделила более 100 млн рублей.

"Яндекс Еда" представила собственный гид по ресторанам Москвы. Гид включает в себя 50 лучших ресторанов города, которые были выбраны с помощью нейросети и оценок клиентов и экспертов. В топ вошли заведения на любой вкус, от японской кухни до турецкого фастфуда. Сервис доступен в приложениях "Яндекс Еда" и "Яндекс Карты".

Ozon fresh начал доставлять готовую римскую пиццу Zotman в Москве и Ростове-на-Дону. В ассортименте семь видов пицц с воздушным и хрустящим тестом. Пицца выпекается под заказ в дарк-сторах сервиса и доставляется в брендированной упаковке Zotman. В будущем Ozon fresh планирует расширить географию доставки и добавить в ассортимент пиццу от других ресторанов.

Сервис готовой еды с доставкой "ПриЕм" от создателей Grow Food расширяет свою географию. Он открылся в девяти городах центральной России: Нижнем Новгороде, Казани, Самаре, Твери, Владимире, Рязани, Калуге, Туле и Ярославле. В среднем, запуск сервиса в регионе обходится в 1,5-2 млн рублей.
Фрикадельный мерч IKEA
Китайская IKEA выпустила шапочки для животных в виде их фирменных фрикаделек. А ещё есть тапочки с фрикадельками, с которыми так удобно играть кошечкам.
Что ещё интересного?
"Магнит" стал первым российским ритейлером с торговой площадью более 10 млн кв.м. На долю магазинов у дома приходится 65%, на дрогери "Магнит Косметик" – 18%, на супермаркеты и суперсторы – 10%, на магазины "Дикси" – 7%. По данным на декабрь 2023 года, под управлением компании было более 29 тыс. магазинов в 4,2 тыс. населенных пунктов.
Клиенты "Ярмарки Мастеров" активнее всего покупают в четверг — это лучший день для продаж как в IOS, так и на Android. Меньше всего покупок совершают в выходные.
Ещё одна интересная цифра: Пользователи IOS в 1,5 раза чаще оформляют возвраты, чем любители системы Android. Возможно, эти покупатели более склонны к импульсивным покупкам, которые затем не забирают/просят отменить.
Согласно исследованию сервиса Работа.ру и аналитиков кошелька ЮMoney, Москва остается самым популярным городом для шопинга в России. На втором месте находится Санкт-Петербург, а на третьем – Казань и Калининград.
Председатель правления компании Shein Дональд Танг встретился с руководителями лондонской биржи, чтобы обсудить потенциальный листинг на британском рынке. Эта договоренность нужна на случай, если станет невозможен выход гиганта на американскую биржу.
В 2023 году средний чек в магазинах одежды и обуви вырос до 8 020 рублей с 3 911 рублей годом ранее, подсчитали в банке "Русский Стандарт ". Женщины по-прежнему чаще, чем мужчины, покупают одежду и обувь, но средний чек у мужчин выше. В текущем году общее количество платежей за одежду и обувь у мужчин выросло на 6%, а средний чек увеличился до 10 496 рублей.
Российский офлайн-рынок товаров для дома почти перестал расти, считают в INFOLine. По итогам первого полугодия 2023 года, офлайн-продажи крупнейших DIY-сетей увеличились на 5,9% до 471,25 млрд рублей. Долю стремительно поглощают маркетплейсы, где продажи выросли почти в 2 раза до 112,2 млрд рублей. Например, Ozon за полгода смог опередить по продажам "ВсеИнструменты.ру" и СТД "Петрович", пропустив вперед только лидера отрасли – Leroy Merlin.
Эксперты Insider intelligence / eMarketer представили топ-6 интернет-магазинов по праздничным продажам в этом году. На первом месте Amazon, причём с огромным отрывом.
"Улыбка радуги" решила бороться с подделками на маркетплейсах открытостью и предоставлением покупателям всех необходимых документов. Компания публикует сертификаты соответствия на все товары на своем сайте и в мобильном приложении. Если покупатель сомневается в подлинности товара, он может обратиться в контактный центр "Улыбки радуги" и запросить дополнительную информацию. Специалисты компании проведут анализ товара и предоставят покупателю все необходимые документы.
В газете People's Daily (это ведущий рупор Коммунистической партии Китая) появилась программная статья, смысл которой сводится к тому, что необходимо резко ужесточить контроль над прямыми eCommerce-трансляциями. Эксперты уверены, что это первая ласточка того, что отношение правительства к этому каналу может измениться.
Основные претензии властей: в стримах нашли целый ряд злоупотреблений, от мошеннической рекламы до вводящего в заблуждение ценообразования. Кроме того, из-за таких трансляций надувается пузырь, который может привести к проблемам в экономике.
Хорошего дня!
Редактор Retail Today, Игорь Бахарев.

hello@retailtoday.ru
Мы благодарим наших партнеров за поддержку рассылок.
Спонсорство не влияет на редакционный контент.

SEES GROUP © 2023. Все права защищены.
Отписаться от рассылки