Пятница, 8 декабря
Привет, коллега, вот что тебе нужно знать сегодня за 6 минут 17 секунд
☕ Подписаться или пригласить друга
ЦИТАТА

Заместитель мэра Москвы Наталья Сергунина: В московской индустрии моды трудятся почти 32 тысячи человек. Суммарный оборот организаций превышает 150 млрд рублей в год, и эти цифры постоянно растут. Сегодня аудитория онлайн-шоурума программы "Сделано в Москве" составляет около 2 млн уникальных посетителей. Свои товары и услуги на виртуальной витрине представляют более 4,4 тысячи предпринимателей, в том числе из сферы креативных индустрий.
Как растут цены
В России наблюдается необычайный рост цен на яйца. Цены взлетели почти в два раза за последние три месяца. Например, в Дикси минимальная стоимость поднялась сразу на 124% до 109 рублей. В Перекрёстке — на 106% до 99 рублей. Чиновники и диетологи рассказывают, что мелкие яйца – самые полезные, а власти ищут, кого бы наказать и что бы зарегулировать. Так ФАС предложила сетям ограничить наценки на яйца до 5%.

Между тем, в России новая беда. Средняя розничная цена помидоров в магазинах достигла 209,8 руб./кг. Это на 50% больше, чем ровно год назад. И это не предел, уверены эксперты. До марта всё будет только дорожать. А с учётом того, что Россельхознадзор, как в старые-добрые времена, наезжает на Молдавию и ограничивает импорт оттуда овощей и фруктов, ждём новых рекордов.

Дорожает шампанское, хотя в Руспродсоюзе обещают, что этого не будет. Стоимость пельменей и колбасы в России с начала 2023 года выросла на 20 %. И так далее.
Рынок косметики, новости
После ухода с российского рынка многих зарубежных производителей косметики белорусские бренды стали пользоваться большим спросом. В офлайн-магазинах и на маркетплейсах продажи белорусской косметики за последние полтора года выросли на 88% в денежном выражении и на 79% в натуральном. Причиной популярности белорусских брендов является их доступность, ведь продукция белорусских производителей, как правило, стоит дешевле, чем косметика из других стран. Это привлекает покупателей массмаркета и нижнего ценового сегмента.

Российский производитель косметики Natura Siberica создает отдельный ассортимент для онлайн-продаж, рассказала управляющий директор по коммерции ГК Natura Siberica Анна Журавская. Это связано с тем, что онлайн-продажи дают наибольший прирост и составляют 58% от общего объема.

По словам Журавской, молодые производители косметики, которые делают необычные продукты, формируют интерес покупателей к новым брендам. Чтобы не потерять клиентов, Natura Siberica решила создавать собственный ассортимент для онлайн-продаж.

Косметический бренд Uoma Beauty получил предупреждение от правительства Великобритании об исключении из реестра. Компания была основана Шэрон Чутер, ранее сотрудничавшей с такими брендами, как Revlon, L’Oréal, PepsiCo и Benefit Cosmetics.
Мясная королева
Основательница бренда "Майины котлетки" Майя Егорова (Якутия) прокосплеила Леди Гагу и снялась в наряде из мяса в честь четырехлетия её цеха по производству мясной продукции.

"От этой идеи меня отговаривали два года. Говорили, что мама не поймет, что это кринж. Но я поняла, что нельзя никогда отказываться от своих истинных желаний в угоду окружающим", – рассказывает она.
Государство и ритейл
Депутаты Госдумы одобрили во втором чтении законопроект, который закрепляет право президента вводить временное управление в отношении имущества лиц из недружественных стран. Президент сможет устанавливать "особый порядок" для сделок российских физических и юридических лиц с гражданами и компаниями из недружественных стран. Ну, то есть для национализации теперь даже не нужно отдельного указа.

Региональные власти получат возможность запрещать продажу пива, сидра и других алкогольных напитков в небольших магазинах (в переводе на депутатский, "наливайках"). Также можно будет ограничивать время продажи алкогольной продукции в точках общественного питания, расположенных в многоквартирных домах и на прилегающих к ним территориях. Соответствующий закон приняли в первом чтении.

Российские власти ждут ухода из России иностранных торговых сетей, следует из письма первого вице-премьера РФ Андрей Белоусова на имя премьер-министра РФ Михаила Мишустина. Речь идет о французских сетях "Ашан" и "Атак", а также немецких Metro Cash & Carry, Globus и Selgros. В связи с этим ведомство предлагает разрешить российским компаниям покупать активы иностранных без каких-либо ограничений в течение 2024 года.

Глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов: Есть ограничение на доли рынка торговых сетей – это до 25%. Однако уже нужно обратить внимание и на другие сегменты. Например, растет доля рынка у маркетплейсов. В 2021 году – это 4 трлн оборот, в 2022 году – 5,7 трлн, по прогнозам 2023 года ожидается оборот 7,4 трлн рублей. Маркетплейсы должны подчиняться, как и все, законам торговли. Но на сегодняшний день они встают где хотят и где им выгодно.

Не только в России

Парламентарии США усиливают пристальное внимание к китайскому гиганту Shein после того, как тот подал заявку на IPO. Конгрессмен Блейн Люткемейер, входящий в ключевой комитет, даже угрожает разработать законопроект, запрещающий ритейлеру торговать на американских биржах. По его словам, выход Shein на американский рынок сам по себе уже опасен. Кроме того, есть свидетельства, что ритейлер использует на своих фабриках принудительный труд и нарушает торговые законы США.

Парламент Италии утвердил закон, запрещающий в стране производство и продажу мяса, выращенного в лабораториях. Нарушителей закона ждут огромные штрафы. Также закон запрещает использовать слово "мясо" и производные от него для описания продуктов растительного происхождения. В правительстве страны говорят, что запретом хотят "защищать кулинарные традиции страны".
Крупнейшие ювелирные сети России
Эксперты INFOLine опубликовали рейтинг крупнейших ювелирных розничных сетей России по итогам первой половины 2023 года. За основу рейтинга взяли четыре параметра: объем продаж, динамика продаж, количество торговых объектов и динамика количества торговых объектов.

ТОП-3 лидеров по количеству торговых объектов: "585 Золотой", Sunlight и SOKOLOV. На их долю пришлось около 67% от общего количества торговых точек крупнейших ювелирных сетей (3 058).
Новые магазины
"Вкусвилл" запустил новый формат магазинов под названием "Фруткорт". Это фруктово-овощные лавки с фрешбаром. В ассортименте есть фрукты, овощи, свежая зелень, микс салатов и замороженные продукты. "Фруткорт" – позиционируют как "экосистему", которая включает прилавки с весовыми товарами, каждый из которых могут помыть, нарезать и приготовить соки, смузи, коктейли или нарезки. Первая лавка открылась в Москве. Проект пока находится в стадии тестирования.

Компания Lestate планирует открыть в России сеть магазинов спортивной одежды ASP, где будут представлены бренды Adidas и Reebok. Первый магазин откроется на этой неделе в аутлете "Белая дача" в Москве. Количество будущих магазинов пока не определено, расширение сети будет происходить постепенно. Новые точки продаж не обязательно будут занимать помещения, ранее арендованные Adidas в России.

"Магнит" начал тестировать новый формат магазинов ultra-convenience. Магазины этого формата небольшие (60-80 кв. м), расположены в шаговой доступности от жилых домов и предлагают ассортимент около 1,5 тыс. наименований товаров. Сеть будет открывать такие точки там, где недостаточно пространства для классических магазинов "у дома".

Бывший топ-менеджер пермской сети аптек "Аптека от склада" Иван Якушев учредил компанию "Склад здоровья" и запустил на ее базе маркетплейс по продаже медицинских изделий, аптечных продуктов и товаров для красоты и здоровья. Для этого он выкупил бывший домен "Аптеки от склада". На данный момент у "Склада здоровья" есть один партнер – сеть аптек "Планета здоровья". При этом компания ведет переговоры с другими аптечными сетями о сотрудничестве.

В "Авиапарке" на Ходынском бульваре открылся магазин Nike Special Project. Это вроде как очередной магазин сети Sport Point, но монобрендовый, заточенный только под товары Nike. Там можно приобрести "последние модели кроссовок Nike, классические модели Air Max, Court, Jordan и другие, лайфстаил и фитнес-линейки одежды".
Как меняется ритейл
"М.Видео" обновила свой логотип. Он стал более ярким и заметным, буква "М" увеличилась, а буквы в слове "видео" стали прописными. Дескриптор "Онлайн / Быстро / Рядом" был заменён на "Главный эксперт по технике". Ребрендинг был разработан брендинговым агентством LINII. Затраты на него не раскрываются. Сеть планирует объединить все свои суббренды под единой буквой "М". В частности, логотип появится на всех магазинах "М.Видео", а также в первой части логотипа с двойным названием "М.Видео-Эльдорадо".

Группа компаний "Бахетле" обновляет ключевые магазины розничной сети. В обновленных магазинах все группы товаров будут собраны в одном месте, появится премиальный сегмент с товарами из Италии, Испании, Турции, Беларуси, ОАЭ и других стран. Кроме того, будет представлено больше товаров местных фермеров. Реконструкция запланирована на 2024 год. Летом сеть объявила о своей трансформации.

"Леруа Мерлен Восток", которое является основным российским юридическим лицом DIY-ритейлера Leroy Merlin, сменило основного владельца. 99,993% от компании получило ООО Scenari Holding LP, которое зарегистрировано в Объединенных Арабских Эмиратах. Владельцы ритейлера еще весной 2022 г. приняли решение приостановить все новые инвестиции и постепенно сделать местные операции независимыми.
Что ещё интересного?
Любопытный текст о том, почему Майкл Калви, приговоренный в России к пяти с половиной годам условно, никак не может распрощаться с российским бизнесом. В частности, потому, что ему не согласовывают сделку с 27,7% Ozon.
В этом году россияне стали чаще покупать лекарства онлайн, но при этом стали меньше тратить на них. Количество заказов выросло на 35%, а средний чек снизился на 17%. Это связано с ростом цен на лекарства. Цены на лекарства в России растут уже несколько месяцев. В октябре они выросли на 7,35%. В том числе выросли цены на жизненно необходимые и важнейшие лекарства. Например, отечественный аспирин подорожал на 4,7%.
Маркетплейсы в России активно наращивают складские площади. К концу 2023 года они уже занимали 6,2 млн кв.м, что составляет 14% от всего предложения качественных складов. К концу 2024 года прирост складских помещений, занимаемых маркетплейсами в России, составит 58% (3,6 млн кв.м), а общий объем складских площадей маркетплейсов достигнет 9,8 млн кв.м. А к концу 2026 года стоит ждать роста до 17 млн кв.м.
На фоне активного роста онлайн-торговли и регулярных изменений в правилах маркетплейсов спрос на готовые онлайн-магазины вырос на 126% за год. Доля этой категории в предложениях на Avito увеличилась с 4,8% до 9,1%. С начала года на платформе было опубликовано более 270 000 объявлений о продаже интернет-магазинов.
В столичных супермаркетах уже в декабре появятся специальные брендированные стеллажи с продукцией московских производителей. Проект "Сделано в Москве" заработает сразу в 256 магазинах города, заявила заммэра столицы. В рамках проекта будут представлены товары более чем ста производителей. Это косметика, хозяйственные товары, чай, кондитерские изделия и другие продукты.
СМИ расписывают новый молодежный тренд. Подростки "массово приходят в торговые центры и ползают на четвереньках". Скорее всего всё это – реклама ростовского ТЦ, в котором снято видео.
Маркетплейс Wildberries сделал доставку платной из-за перегрузки пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Теперь цена за получение товара в некоторых ПВЗ составляет от 200 до 500 рублей и больше. При этом в случае, если вещь, доставку которой оплатил покупатель, не понравится ему, то за возврат также нужно будет заплатить.
С начала 2023 года сеть гипермаркетов "Лента" внедрила 210 идей сотрудников, направленных на повышение операционной эффективности и улучшение клиентского опыта. Одна из реализованных идей – изменение графика освещения внутри холодильного оборудования. Это позволило снизить затраты на электроэнергию на 1,5%. Еще одна идея – изменение условий обслуживания погрузочной техники. Это также позволило компании сократить затраты.
После ухода из России Heineken его российское подразделение "Объединенные пивоварни Хейнекен" провело ребрендинг. Компания сменила название на "Объединенные пивоварни – холдинг" (ОПХ) и обновила логотип. Новое название подчеркивает единство семи заводов компании, расположенных на территории России от Хабаровска до Санкт-Петербурга.
Хорошего дня!
Редактор Retail Today, Игорь Бахарев.

hello@retailtoday.ru
Мы благодарим наших партнеров за поддержку рассылок.
Спонсорство не влияет на редакционный контент.

SEES GROUP © 2023. Все права защищены.
Отписаться от рассылки