Пятница, 17 ноября
Привет, коллега, вот что тебе нужно знать сегодня за 6 минут 15 секунд
☕ Подписаться или пригласить друга
ЦИТАТА

Коммерческий директор Яндекс Маркета Екатерина Звонкова:
Мы выбрали 4 фокусные категории, на которые планируют обратить наибольшее внимание в 2024 году: одежда и обувь, товары для детей, мебель и товары для дома, а еще товары для строительства и ремонта. В категории товаров и мебели для дома запустим многоместные отправления. Когда один товар, например диван, едет в четырех коробках, Маркет привезет все одним заказом и точно в срок. Мы уже начали тестировать такой способ доставки, и до конца года он начнёт работать как часы.
Государственные инициативы в ритейле
В России может появиться очередной знак качества, на этот раз для шерстяных изделий. Знак "Шерсть России" будет подтверждать наличие качественного сырья в готовых товарах, таких как одежда, ткань и другие.
Инициатива принадлежит Совету по вопросам АПК и природопользования при Совете Федерации. Совет считает, что новый знак поможет снизить число фальсификатов на рынке шерстяных изделий. Минпромторг поддерживает эту инициативу.

Центр стратегических разработок представил свою версию закрывания финансовой дыры в "Почте России". Раз маркетплейсы сопротивляются возможному побору, предлагается отдать Почте деньги селлеров, а именно финансировать оператора "за счет дополнительных налоговых поступлений от обеления продавцов на маркетплейсах".

Для этого предполагается:
• Наделить маркетплейсы статусом налогового агента продавцов, то есть площадки будут удерживать и перечислять в бюджет определенные суммы с доходов продавцов.
• Возложить на маркетплейсы "обязанности передавать в ФНС информацию обо всех доходах продавцов, получаемых ими через маркетплейсы".

В Думу внесли законопроект, предполагающий совместное владение товарными знаками. Сейчас право на товарный знак является неделимым и принадлежит всем совладельцам. Это затрудняет распоряжение товарным знаком, например, его продажу или лицензирование.
Новый законопроект предлагает разделить право на товарный знак на доли. Это позволит каждому совладельцу распоряжаться своей долей по собственному усмотрению.

Российские власти могут ввести ограничения на импорт непродовольственных товаров, чтобы поддержать отечественных производителей.
Замминистр промышленности и торговли Виктор Евтухов: оборот непродовольственных товаров в России составляет 25 трлн рублей, из которых 15 трлн приходится на импортную продукцию. Стоит ввести дополнительные пошлины к бытовой химии и легкой промышленности.

Правительство разрешило продажу в сетях икры без маркировки до конца апреля 2025 года. И это при том, что для производителей икры она будет обязательна с 1 мая 2024 года. И год можно будет продавать по-старому.
Юридические и судебные проблемы
Выборгский районный суд Санкт-Петербурга на фоне национализации компании и судебного спора "Балтики" и Carlsberg по поводу брендов отправил под арест экс-президента пивоваренной компании "Балтика" Дениса Шерстенникова и вице-президента Антона Рогачевского, обвиняемых в мошенничестве в особо крупном размере. Им вменяется мошенничество, которое, якобы, заключалось в уступке прав на часть брендов "Балтики" зарубежным структурам ее материнской Carlsberg Group.

Немецкая OBI решила через суд запретить бывшей российской дочерней структуре использовать свои товарные знаки и домены. Ритейлер пытался договориться о ребрендинге во внесудебном порядке, однако магазины продолжают работать под вывеской OBI. Ранее на сайте российского OBI говорилось, что бренд используется временно и гипермаркеты планируется перезапустить под новым названием.

Бренд "Горячая штучка" попросил возбудить уголовное дело против пользователей Авито, которые начали продавать чебупели под видом собачьей еды. Владельцы бренда считают, что подобные объявления портят репутацию бренда и "дискредитируют выпускаемую продукцию". Полиция проводит проверку.

Генпрокуратура заставила Wildberries изменить около 20 положений, регулирующих отношения маркетплейса, продавцов и покупателей.
Что теперь:
• Покупатель не обязан проверять качество товара при получении.
• Датой возврата товара считается момент отказа от него.
• Отказаться от товара можно в течение 14 дней, в том числе от технически сложных устройств.
• Претензии о замене товара будут рассматриваться быстрее.
• Срок доставки можно продлевать только с согласия покупателя.

Юристы предвидят судебные проблемы у админов ТГ , которые проводят розыгрыши среди подписчиков. Сам мессенджер обещает в таких розыгрышах "гарантированно честные результаты". А вот юристы говорят, что такие розыгрыши должны маркироваться как реклама, если они проводятся для привлечения внимания к каналу или компании. При этом если розыгрыш проводится для продвижения товара или услуги, он может быть квалифицирован как лотерея и привести к блокировке ресурса или штрафу. Тут важно, что ещё в сентябре ФАС сообщала, что рекламой не является информация об акциях, которые проводит компания.

Uber, DoorDash и Grubhub борются против властей Сиэтла, которые приняли целый ряд законов по улучшению жизни курьеров. В частности, речь идёт о норме, устанавливающей минимальную заработную плату и сбор с каждого заказа на юридическую поддержку пострадавших курьеров.
Ozon попал под критику основателя KazanExpress
Основатель маркетплейса KazanExpress Линар Хуснуллин пожаловался на серьёзные логистические проблемы маркетплейса Ozon. В одном из профильных ТГ-каналов он поделился кейсом своего неудачного заказа на этой площадке.
"И это ваш Озон? Большой заказ сделал, товаров 35 по мелочам, неделю назад. Чтобы попробовать, как это работает. Было разделено на 9 доставок курьером. 1 товар должен буду забрать сам на почте, 1 на сдэке, 1 на пвз Озона. Несколько доставок "привезут партнеры", что бы это ни значило, сроки переносятся, никто ещё ничего не привез от них. Хрен пойми сколько и что из общего заказа отменилось, черт ногу сломает. Прошла неделя, полный бардак и катастрофа. Теперь надо перепроверять каждый товар, который не приехал и заказывать заново", – рассказал он.

По словам Хуснуллина, стоит дождаться, пока заработает "Магнит Маркет" (напомним, что не так давно 100% акций KazanExpress приобрел "Магнит" под собственный онлайн-проект).
Зубастики пришли во "Вкусно и точка"
"Вкусно и точка" поменяла игрушки в детских наборах Кидз Комбо. Теперь там можно найти Зубастиков: 6 оригинальных фигурок животных: Медвежонок, Волчонок, Котенок, Мышонок, Панда и Ежик — все они выполнены в форме мячей, которые раскрываются и показывают зубки при игре. Отдельная милота: для презентации игрушек компания также выпустила ролик, который озвучил Николай Дроздов.
Финтех и ритейл
Шведский стартап Klarna (на секундочку, один из самых дорогих в Европе) в третьем квартале 2023 года получил прибыль — это произошло впервые за четыре года. Выручка сети увеличилась на 30% в сравнении с третьим кварталом 2022 года. По словам представителей компании, это связано с резким ростом популярности формата платежей "купи сейчас, плати потом" (BNPL) среди американцев. Стартап специализируется на предоставлении услуг BNPL для магазинов.
Недавнее исследование PYMNTS Intelligence показало, что 28% потребителей миллениалов и покупателей поколения Z откажутся от товара, если продавец не предложит BNPL на кассе.

Яндекс Маркет запустил новый способ оплаты "Сплит 0•0•6". Сервис позволяет оплатить заказы на Маркете равными частями за 6 месяцев без переплаты и первого взноса. Для оформления заказа по Сплиту 0•0•6 необходимо пройти идентификацию на Госуслугах и подписать договор онлайн. Сервис запущен в тестовом режиме на период высокого сезона распродаж.

Сбер раскрыл данные по популярности услуги биометрической оплаты товаров. Услугу "оплаты улыбкой" банк начал предоставлять в июне, к ноябрю количество покупок по биометрии достигло 250 тысяч в месяц. Сегодня оплата улыбкой доступна на 150 тысячах устройств в разных торговых сетях. Покупки улыбкой уже оплачивают во всех регионах страны, при этом более 75% всех оплат приходится на 13 самых активных регионов. Недавно к программе присоединились магазины Zolla, Zenden и Koton.
Аналитика по рынку eCommerce: несколько оценок
На eСommerce-покупки приходится около 4% от всего времени, которое россияне проводят в сети. Это одна из крупнейших активностей в интернете. За год использование платформ онлайн-шопинга выросло во всех возрастных группах. В среднем в день eСommerce-каналами пользуются 45% россиян. Ещё два года назад этот показатель составлял менее 30%.

Согласно данным АКИТ, объем продаж онлайн-торговли в России в январе-сентябре 2023 года увеличился на 23% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года и составил 4,3 трлн рублей. Из этой суммы 2,8% (117 млрд рублей) приходится на трансграничный рынок, а 97,2% (4,1 трлн рублей) – на продажи российских компаний онлайн-торговли.
Доля интернет-торговли в общем объеме розничных продаж составляет 12,5%, что на 1,5 процентных пункта больше, чем годом ранее.

60% покупок россиян совершается в онлайне, при этом интерес к традиционным походам в магазины растет, уверяют эксперты банка " Русский Стандарт". Так, на офлайн-платежи в этом году приходится 40%. Годом ранее показатель онлайн-продаж был 63% против 37% в пользу онлайна. Средний чек одной покупки в онлайне за три квартала 2023 года составил 1 129 руб., а в офлайне немного выше – 1 429 руб.
Что ещё интересного?
Ozon начинает продажи в Узбекистане. Доступно свыше 100 млн товарных наименований более чем в 20 категориях — от книг и одежды до продовольствия.

Заказ можно оформить из любого региона и получить в партнёрском пункте выдачи либо в отделении Uzpost. Компания оценивает средний срок доставки товара в 12 дней.

Интеграция пока не полная: цены за товары указаны в узбекской валюте, но при этом привязать сумовые карты платежных систем Uzcard и Humo невозможно.
ГК "О’КЕЙ" меняет структуру управления. Армин Бургер, ранее занимавший должность генерального директора гипермаркетов "О'КЕЙ" и дискаунтеров "ДА!", сосредоточится на развитии сегмента дискаунтеров.

Константин Арабидис, ранее занимавший должность финансового директора "О’КЕЙ", с 15 ноября 2023 года станет генеральным директором гипермаркетов.
Российский производитель кофе Tchibo сменит название на Tibio. Напомним, что немецкая компания Tchibo GmbH ушла из России и передала свой бизнес в России бывшему топ-менеджменту российского офиса. Новая компания хочет сохранить выстроенную годами дистрибуцию. Переход на бренд Tibio начнется в конце года. Цветовая гамма упаковок и названия линеек Gold Selection и Gold Mokka останутся прежними.
Ozon обратился в Роспатент с просьбой зарегистрировать товарный знак "Вози Ozon". Кстати, 11 ноября на площадке было продано 12 автомобилей марки Chery. Стоимость авто почти 2 млн рублей.
М.Видео запустила экспресс-доставку крупногабаритной техники в 10 городах России. Доставляют в день покупки или на следующий день. Товар везут партнеры ритейлера — агрегаторы такси.
С начала года китайская продукция вышла на первое место по популярности у россиян, доля покупок бытовой техники и электроники китайских брендов выросла до 43%. Годом ранее товары из КНР в предпочтениях у россиян были на втором месте с долей в 32%, уступая европейским (38%). Бытовая техника и электроника российских брендов занимали третью строчку (30%).
В апреле российские депутаты решили принять меры для снижения количества фальсифицированного меда. В частности, они придумали законодательно закрепить понятие "мед". И даже закон соответствующий написали. Предполагалось, что продавать всякую бурду под видом мёда будет нельзя.

В итоге сейчас документ принят во втором чтении. И там так и не появилось определения, что такое "мёд".
22% потребителей из поколения Z говорят, что совершают покупку из-за информативности веб-страницы приобретаемого товара, говорят в NielsenIQ Россия. Этот вариант ответа оказался вторым по популярности после скидки (33%), опередив персональные рекомендации и рекламу.
Amazon окончательно закрыл свои магазины одежды Amazon Style. Сеть не проработала даже двух лет. С прошлого года компания отказывается от непрофильной торговли. В частности, она закрыла свои сети магазинов Books, 4-Star и Pop Up. Также компания сокращает число точек Amazon Go.
Хорошего дня!
Редактор Retail Today, Игорь Бахарев.

hello@retailtoday.ru
Мы благодарим наших партнеров за поддержку рассылок.
Спонсорство не влияет на редакционный контент.

SEES GROUP © 2023. Все права защищены.
Отписаться от рассылки