Пятница, 10 ноября
Привет, коллега, вот что тебе нужно знать сегодня за 5 минут 54 секунды
☕ Подписаться или пригласить друга
ЦИТАТА

Основатель и акционер Henderson Рубен Арутюнян: Henderson сотрудничает с одним из производителей галстуков, у которого есть заказы в разных странах мира. И вот у этой компании шок: во всех странах у них снижаются заказы, а в России увеличиваются. Они говорят: как так? А у нас вот покупают галстуки, иногда мы видим, как человек приходит и берет их сразу 10 штук, на разные случаи.
Государство и ритейл
Депутаты направили премьер-министру Михаилу Мишустину письмо с просьбой расширить эксперимент по дистанционной торговле рецептурными лекарствами. Пока что в эксперименте участвуют Москва, Московская и Белгородская области. И развивается он совсем не гениально. Одной из причин, по которой онлайн-торговля рецептурными препаратами пока не пользуется большим спросом, является низкая осведомленность граждан о возможности ее использования. Кроме того, некоторые пациенты опасаются, что покупка лекарств через интернет может быть небезопасной.

Генпрокуратура России добилась внесения в ГОСТ требований к производителям о привычных для покупателей объемах фасовки социально значимых видов продуктов. Теперь производители сливочного и подсолнечного масла, вермишели, сахара, соли, муки, риса, пшена, черного чая и иных продовольственных товаров первой необходимости, желающие заявить об их соответствии ГОСТу, должны использовать фиксированные значения количества названного товара. Например, по новым правилам гречневая крупа подлежит фасовке по 500, 1 000, 2 000 граммов, молоко – 200, 250, 500, 1 000, 2 000 миллилитров.

Минпромторг РФ выбрал новую жертву. В министерстве предлагают провести в России с 1 декабря 2023 года по 28 февраля 2025 года эксперимент по маркировке косметической продукции и бытовой химии. Соответствующий проект постановления правительства РФ опубликован на портале проектов нормативных правовых актов. В эксперимент планируется включить в том числе средства для макияжа, волос, полости рта и зубов, бритья, косметические средства, дезодоранты, мыло, моющие средства.

Депутаты Госдумы считают, что легализация онлайн-продажи алкоголя в России нецелесообразна. В письме премьер-министру Михаилу Мишустину критикуются возможные эксперименты в этом направлении. Законодатели опасаются, что это приведет к росту потребления алкоголя, в том числе среди молодежи. Депутаты также выступили за ужесточение ответственности за нелегальную онлайн-торговлю алкоголем.
Готовимся к распродажам
За последние два года пользователи чаще всего совершали покупки в ноябре, в новогодний период и гендерные праздники. 80% делали покупки на сайтах крупных ретейлеров – Ozon, Мегамаркет, Wildberries, AliExpress, и Яндекс Маркет; 40% – в физических магазинах, а 33% – в онлайн-магазинах отдельных брендов.

Наиболее популярными категориями товаров являются одежда (66%), электроника и бытовая техника (46%), косметика (42%) и товары для дома (36%). Более половины участников (55%) собираются выбрать на этих распродажах новогодние подарки.

Почти треть (32%) россиян планируют совершать покупки на ближайших распродажах в ноябре-декабре 2023 года. 41% аудитории распродаж заранее закладывает от 3 тыс. до 10 тыс. рублей на покупки, 20% – от 10 тыс. до 20 тыс. рублей. В свою очередь 16% респондентов готовы тратить до 3 тыс. рублей, 12% рассчитывают на покупки от 20 тыс. до 50 тыс. рублей, а 11% планируют крупные покупки с минимальной ценой 50 тыс. рублей. Большинство респондентов совершат покупки спонтанно, без предварительной подготовки. 30% примут решение по отзывам, 18% – по обзорам, подборкам и материалам от экспертов.

А Яндекс Маркет представил лимитированную коллекцию сумок, которые приурочены к 11.11.
Минимальная цена на пиво и другие алкогольные новости
Минпромторг России поддержал инициативу Госдумы о введении минимальных розничных цен на пиво, медовуху, сидр и пуаре. Такое ограничение может повлиять на цену пива в эконом-сегменте на 10-15%. Предполагается, что МРЦ защитит отечественный рынок от некачественной продукции, а также преградит путь к серому импорту. Ранее сам Минпромторг выступал с подобной инициативой. Но тогда утверждалось, что МРЦ нужны, чтобы ограничить работу "наливаек" в жилых домах.

Все эти заявления стали реакцией на скандал с сидром "Мистер Сидр", из-за которого летом умерли 30 человек и свыше 90 пострадали.

Президент AB InBev Efes Ораз Дурдыев рассказал о неэффективности минимальных розничных цен на пиво. Введение МРЦ увеличит маржинальность нелегальных производителей и введет потребителя и государство в заблуждение, когда нелегальная продукция будет стоять на полке по цене легальной. По данным исследования легального и теневого рынков, уже сейчас наблюдается выравнивание легальной и нелегальной продукции по стоимости.

Ораз Дурдыев: Сейчас средняя цена литра пива в розлив составляет порядка 120 рублей, сидра – 170 рублей. Учитывая тенденцию к экономии домохозяйств, дальнейшее повышение подтолкнет потребителей к дешевому крепкому суррогатному алкоголю и приведет к повторению трагических событий массового отравления населения.

Ассоциация виноградарей и виноделов предлагает снизить НДС на российское вино вдвое, до 10%. Это поможет нарастить его потребление, так что потери бюджета вернутся через рост оборота, заявил вице-президент Simple Group Анатолий Корнеев.

В Россию начали нелегально поставлять крепкий алкоголь брендов, которые не покидали российский рынок и продолжают поставки самостоятельно или через представителя. В основном это касается шампанского, виски и коньяка. Алкоголь дважды проходит проверку регуляторов. Но позже оказывается, что документы в целом или частично были нелегальными. Это выясняется тогда, когда правообладатель заявляет о своих правах на бренд и жалуется на параллельные поставки.

Правительство предложило разрешить магазинам беспошлинной торговли торговать алкоголем не только в зоне Duty Free, но и в торговых зонах залов ожидания аэропортов. Объясняют поддержкой магазинов, терпящих убытки из-за санкций.
Картошка с драконом
"Крошка Картошка" будет продавать детское меню, аналог Хэппи Мил. Туда будет входить "Печеный Мэш" – размятый с сыром и травами молодой картофель, с виду напоминающий шарики мороженого. Это блюдо появилось в "Крошках Картошках" всего пару месяцев назад. В качестве традиционной игрушки отечественный "хэппи мил" в этом сезоне включает коллекционных дракончиков – к году дракона.
Как растёт ритейл
Согласно исследованию INFOLine, совокупная выручка десятка лидеров российского ритейла в первой половине 2023 года выросла на 10% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, до 4,65 трлн рублей. Включая маркетплейсы, рост составил 22,3%, до 6,15 трлн рублей.

Кто в плюсе?
Маркетплейсы. Они показали самый динамичный рост в отчетном периоде. Ozon увеличил продажи на 91,6% до 589 млрд рублей, Wildberries – на 83,8% до 918 млрд рублей.
Алкомаркеты. Mercury Retail Group – "Красное&Белое" и "Бристоль" – прибавили 19,7% и выручили за полгода больше половины триллиона рублей.

В отрицательной зоне по итогам января-июня 2023 года оказались "Ашан" (-2,2%), "Лента" (-2,8%) и "М.Видео-Эльдорадо" (-18%). Местами поменялись Ozon и Mercury Retail Group, "Лента" уступила позицию лидеру DIY-рынка Leroy Merlin, а "Светофор" сделал шаг вперед и обошел "М.Видео-Эльдорадо".
Моёженое как драйвер продаж
"ВкусВилл" летом построил рекламу своего мороженого на слове "моёженое". Простенько, но, как оказалось, работает. Кампания "Найди своё моёженое" дала какие-то сумасшедшие результаты:
• более 3 млн упаковок дополнительно проданного мороженого,
• выручка от продаж мороженого увеличилась на 349 млн руб.,
• 367 тыс. человек впервые купили мороженое во "ВкусВилле",
• 43 тыс. человек стали новыми покупателями "ВкусВилла".
Что ещё интересного?
Управляющий директор Ozon Сергей Беляков уверен, что в случае принятия законопроекта о регулировании маркетплейсов в изначальном виде, отрасли придёт конец.

В частности, маркетплейс беспокоит запрет на продажу собственных товаров маркетплейсами с оборотом более 150 млрд рублей, поскольку он ограничивает конкуренцию. Также Ozon считает нереализуемым пункт, по которому условия договоров владельцев маркетплейсов с продавцами товаров и владельцами пунктов выдачи заказов (ПВЗ) могут пересматриваться по соглашению сторон не чаще одного раза в год.
Московская фабрика мороженого АО "БРПИ" готовится выйти на китайский рынок. Как пишет агентство Синьхуа, компания разработала линейку мороженного, адаптированную специально для китайского рынка. Поддержку компании оказал Российский экспортный центр (РЭЦ).
"Магнит" закрыл сделку о покупке маркетплейса KazanExpress и начал интегрировать его в собственный маркетплейс "Магнит Маркет". Сделку одобрили в ФАС. Стало известно, что за 100% долю в казанском проекте "Магнит" заплатил 1,2 млрд рублей.

Директор сети по электронной коммерции Гюванч Донмез: Технологические возможности "Магнита", собственная логистическая служба, десятки распределительных центров и самая большая в стране сеть магазинов, на базе которых будет развернута масштабная сеть ПВЗ, в сочетании с ИТ-решениями, инфраструктурными мощностями и экспертизой команды KazanExpress позволят "Магнит Маркету" стать одним из лидеров на рынке электронной коммерции.
Фонд "ТилТех Капитал" основателя "ВкусВилла" Андрея Кривенко купил 25% ювелирной сети Poison Drop. Сумма сделки официально не раскрывается. По информации источников Forbes, она могла составить около 300 млн руб. По итогам 2023-го фонд может принять решение об инвестициях в компанию: либо за счёт собственных денег, либо через выпуск облигаций или привлечение новых инвесторов.
Ozon и Почта России объявили о расширении сотрудничества по выдаче заказов в почтовых отделениях. В рамках проекта в общей сложности участвуют более 32 600 отделений логистического оператора по всей стране. К существующим 25 тыс. отделений добавились еще 4,1 тыс. точек, где выдают заказы Ozon. Это означает, что теперь клиенты маркетплейса могут получить свои покупки в любом почтовом отделении России, независимо от суммы заказа.
СберМаркет запустил в Москве мобильный пункт для курьеров. В нём можно отдохнуть, согреться, перекусить, зарядить девайсы и транспорт. Пункт будет передвигаться по маршруту Балашиха – Люберцы – Свиблово. Этот пункт поможет курьерам, которые работают в холодную погоду. В нём есть микроволновка, холодильник, уборная, розетки и USB-разъёмы для гаджетов, а также обогрев. Внутри одновременно может разместиться до четырёх человек.
Яндекс выделил более 60 млн рублей на программу питания для своих курьеров и водителей. Программа рассчитана для курьеров и водителей Яндекс Лавки, Маркет Деливери, Яндекс Еды и Яндекс Маркета. Им будут доступны 5 видов комплексных обедов со скидкой (горячее блюдо и салат). Стоимость – 95 рублей. Для этого Яндекс Лавка опросила больше 2 тысяч курьеров и водителей и выяснила, какой размер порций и состав блюд они предпочитают.
Состоялось торжественное вручение премии Eurasian Retail Awards. Самыми быстрорастущими сетями FMCG в Центральной Азии признаны торговые сети Nauryz (Trade Retail Group TOO, Казахстан) и Havas (Gatter Group, Узбекистан). Победителем в номинации "Самая быстрорастущая сеть FMCG" по итогам 2023 года стала торговая сеть Bi1.
"Пятёрочка" запустила рекламу на кассах самообслуживания. На выбор доступно размещение промороликов длительностью 5, 10 и 15 секунд. Причем ролики можно запускать как в отдельных магазинах, так и в рамках масштабной рекламной кампании.
Хорошего дня!
Редактор Retail Today, Игорь Бахарев.

hello@retailtoday.ru
Мы благодарим наших партнеров за поддержку рассылок.
Спонсорство не влияет на редакционный контент.

SEES GROUP © 2023. Все права защищены.
Отписаться от рассылки