Вторник, 24 октября
Привет, коллега, вот что тебе нужно знать сегодня за 6 минут 02 секунды
☕ Подписаться или пригласить друга
ЦИТАТА

Глава Минпромторга Денис Мантуров: Сейчас на российском рынке образовались емкие незанятые ниши, в частности это гигиеническая, парфюмерно-косметическая продукция, бытовая химия и другие сегменты легкой промышленности. Но отечественным брендам пока на сегодняшний день не хватает силы, чтобы охватить образовавшиеся после ухода иностранных компаний ниши. И нужно помочь им занять как можно больше, в частности, торговых площадей. Нам необходимо вместе проработать преференции отечественным непродовольственным товарам в рознице.
Сделки на рынке
X5 Group купила права аренды саратовской сети продуктовых магазинов "Гроздь". У "Грозди" более 100 магазинов в регионе. До конца I квартала 2024 года все они превратятся в "Пятерочки". Кроме того, с учётом тренда на потребление готовой еды в торговых точках будут представлены корнеры-кафе.

"Магнит" покупает 100% маркетплейса KazanExpress и запустит на его базе собственный — под брендом "Магнит Маркет". Эксперты оценивают сумму сделки в ₽10 млрд и это меньше, чем затраты на запуск такого проекта с нуля.

В AliExpress объясняют выход из KazanExpress тем, что они "сфокусированы на развитии трансграничного бизнеса", а средства от продажи актива "пойдут на собственное развитие в России". Напомним, что в прошлом году китайцы полностью отстранились от развития KazanExpress.

Аптечная сеть "36,6" купила объединенную сеть "ЛекОптТорг" и "Родник здоровья", управляющую 170 аптеками в Санкт-Петербурге и Ленинградской области. В параметр сделки вошли договоры аренды помещений для аптек, бренды и товарные запасы. Приобретенные аптеки продолжат работать под своими брендами, так как они хорошо известны потребителям в Петербурге, говорит генеральный директор "36,6" Александр Кузин.

"Лента", как и предполагалось, купила сеть из 2120 магазинов у дома "Монетка". Сумма сделки не раскрывается, но известно, что она профинансирована за счет имеющихся у "Ленты" собственных денежных средств и заемного финансирования. Общая торговая площадь приобретаемых активов – 606 000 кв. м. Сделка позволяет "Ленте" закрепиться на Урале и в Западной Сибири.

Гендиректор "Ленты" Владимир Сорокин: компания сосредоточится на изучении "лучших практик" в "Монетке", которые может в дальнейшем внедрить и в "Ленте". По его словам, следующим шагом будет объединение закупочных условий и поиск кросс-синергий в логистике, IT и других операционных процессах.

Экосистема сервисов для бизнеса "Точка" стала владельцем 100% компании EcomCom. Стартап переходит в периметр "Точки" и становится частью сервиса для селлеров "Точка Маркетплейсы". Ранее компании работали в рамках стратегического партнёрства.
Онлайн-рынок осенью 2023 года
В сентябре в России зафиксирован максимальный уровень покупок в интернете — 76%. Для сравнения: в апреле 2022 года этот показатель составлял 64%. Аналитики OMD OM Group полагают, что на сентябрьские результаты продаж повлияли закупки родителей к началу учебного года, поэтому рост боле всего наблюдался в специфических категориях. Доля людей, которые отвечают, что покупают товары только в офлайне, упала до 23%, впрочем, снизилось и число тех, кто считает интернет единственным каналом для покупок.

С приближением холодного времени года растет интерес россиян к онлайн-покупкам. Категория "Товары для дома", включая постельное белье, соусники и тарелки, также пользуется большой популярностью. В Мегамаркете говорят, что абсолютными хитами стали аэрогрили и сковороды для дома. Спроса на них вырос на 129% и 198% соответственно по сравнению с прошлым годом. Вторым по объему трат оказался сегмент "Одежда и обувь", особенно женские куртки и обувь. Мужчины предпочитают кроссовки и угги, женщины – ботинки и кеды.

По данным ЮKassa, за год обороты платежей в российских онлайн-магазинах увеличились на 41%, количество транзакций – на 45%, а плательщиков стало на 2% больше. Доля самозанятых выросла на 25%. Их оборот увеличился на 35%, а количество транзакций – на 70%.

Сегмент МСБ продолжает стабильно расти. Так, за девять месяцев 2023 года среди небольших продавцов количество магазинов с физической доставкой выросло на 21%, их оборот увеличился на 4%, а количество транзакций – на 7%.
Все на биржу!
Сеть магазинов мужской одежды Henderson планирует провести IPO на Мосбирже. Начало торгов акциями компании запланировано на начало ноября. При размещении компания планирует продать на Мосбирже более 10% своих акций, которые будут выпущены в рамках дополнительной эмиссии.

Сеть Sunlight, которая 25 октября планирует разместить дебютный выпуск облигаций, в перспективе также рассматривает и IPO.

Генеральный директор холдинга Sunlight Дмитрий Лазарев: одна из наших целей – это выход в публичную плоскость, собственно поэтому мы сейчас привлекаем облигационный заем. И это потенциальная подготовка в IPO, предвосхищая будущие вопросы. Мы его планируем.

Исполнительный директор компании Виктория Ливенская: сроки проведения размещения будут зависеть от "текущей рыночной ситуации".

Наконец, на IPO выходит компания Kaspi.kz, которая управляет одноименным казахстанским маркетплейсом. Она подала заявку на листинг, но размер и ценовой диапазон возможного предложения еще не определены, они будут зависеть от рыночных условий.

А вот Ozon получил отказ на апелляцию о принудительном делистинге с NASDAQ, решил не ждать, пока их уберут, и сообщил о начале процедуры добровольного ухода с американской биржи. Компания хочет до 30 октября подать заявку по форме 25F, которая запускает процедуру, в Комиссию по ценным бумагам и биржам США.

"У нас нет оснований полагать, что торговля ADS Ozon на NASDAQ будет возобновлена", – говорится в сообщении компании.
Любимые бренды россиян
Интересные выводы авторов рейтинга "Любимые бренды россиян": Что бы там ни говорили оптимисты, многие из покинувших российский рынок брендов сохранили свои позиции в рейтингах, а некоторые даже заметно их улучшили. Так, остались в числе лидеров Топ-20 бренды Samsung, Adidas, Nike и Apple. "Бренды-заменители", которые позиционированы как аналоги ушедшим брендам, не добились заметного успеха.
Китайские бренды не добились существенного успеха в сравнении с прошлым годом ни в одной категории.
Яндекс.Полёт
В Сочи расположился один из самых длинных подвесных пешеходных мостов и самая высокая точка для банджи-прыжков в России. Прямо под ним Яндекс Маркет установил огромный баннер. И все, кто летит вниз или смотрят на этот полёт, видят этот баннер. Не знаю, как вы, а мы сразу вспомнили коробку-лыжника и большой жёлтый чемодан, который "Маркет" установил в прошлый сезон на Роза хутор.
Ювелирные новости
Минфин России обновил "Инструкцию о порядке учета и хранения ювелирных изделий". Теперь, по сути, ювелирку можно нормально возить через ПВЗ.

Ранее пункты выдачи заказов (ПВЗ) считались участниками оборота драгоценных металлов, драгоценных камней и изделий из них. Это означало, что они должны были становиться на учет в Федеральную пробирную палату (ФПП) и вообще с ними была куча проблем.

Эти требования были избыточными и невыполнимыми. Заказы в ПВЗ поступают в запакованном виде, а передавать данные о них без нарушения упаковки невозможно. Кроме того, ПВЗ не принимают непосредственного участия в обороте ювелирных изделий, а лишь участвуют в их доставке потребителям. В результате в правительстве до кого-то это дошло, и такие сложности убрали.

В России резко выросли цены на обручальные кольца. В сентябре золотое изделие весом в один грамм стоило в среднем 7,18 тысячи рублей, тогда как в марте – 6,25 тысячи рублей. В отдельных регионах страны обручальные кольца стоят особенно дорого. Лидерами по показателю стали Карелия, Камчатский край и Калининградская область.

Оборот SOKOLOV за январь-сентябрь 2023 года вырос на 53%, достигнув 33,2 млрд рублей. Оптовые продажи увеличились на 79%, а розничные продажи, как онлайн, так и офлайн, поднялись на 45%. Розничная сеть расширилась на 116 магазинов, достигнув количества 578 торговых точек. Соколов продолжает лидировать на рынке. В структуре выручки холдинга за 9 месяцев 2023 года 69% приходится на украшения из золота – 22,9 млрд рублей.

Сеть магазинов самообслуживания Costco добавила в свой ассортимент золотые слитки весом в одну тройскую унцию. Товар доступен только для участников клубной программы (взнос для входа в неё составляет от $60 до $120). Слитки продают по цене около $1900 за штуку, что примерно соответствует рыночной цене на золото. Интересно, что покупатели раскупают новые партии буквально за пару часов, причём есть ограничение – не больше 2 штук в руки.
Что ещё интересного?
Wildberries запустил онлайн-продажи женской коллекции испанского бренда MAAG. В ассортименте представлены пальто, тренчи, утепленные жилеты, деловые костюмы и платья, кардиганы и блузки, юбки, джинсы и многое другое. Продукция представлена в среднем ценовом сегменте. Например, удлиненное трикотажное пальто можно купить за 7 999 рублей, двубортный блейзер из твида с подплечниками — за 3 599 рублей, джинсы и брюки — за 4 299-999 рублей, а базовые и трендовые модели топов и футболок — за 1 799-599 рублей. В ближайшее время на Wildberries станут доступны и другие бренды группы RMixed: ECRU, VILET и DUB.
Владимир Путин подписал закон, который устанавливает ответственность за навязывание потребителям дополнительных товаров и услуг за дополнительную плату. Соответствующий документ опубликован на официальном интернет-портале правовой информации.

Председатель Госдумы Вячеслав Володин: Зачастую в договор купли-продажи включаются условия об обязательном приобретении дополнительного товара или услуги. Например, при покупке автомобиля в автосалоне навязывают заключение договора страхования с конкретной компанией. В результате покупатель несет лишние расходы.
В модном магазине Nikita Efremov в центре Москвы прошел обыск. Полиция пришла после заявления некоего Владимира Имжукова, который утверждает, что в магазинах Никиты Ефремова продается обувь без маркировки "Честный знак" и необходимых документов. Также обвинения магазину предъявил и блогер AndrewMADEit. Сотрудники сделали выемку документов и изъяли товар, который может быть контрафактом. Всего полиция вроде как изъяла 5000 пар обуви от Adidas и Nike.

Директор по защите легального оборота ЦРПТ Максим Курганский заявил, что часть обуви была ввезена в Россию нелегально. Сам Никита снял ролик, в котором назвал все обвинения в его адрес фейком.
В октябре бренд эмоциональных товаров modi запустил собственное мобильное приложение. В нем представлены более 3000 товаров из 14 категорий: от декора для дома до игрушек и аксессуаров, а его пользователи первыми будут узнавать об эксклюзивных предложениях: например, о закрытых распродажах и о подарках от modi или партнеров бренда.
Популярность прямых трансляций в Китае привела к появлению "мыльного пузыря", который вот-вот лопнет, уверяют эксперты. Столкнувшись с сокращением зарплат, продолжительным рабочим днем и жесткой конкуренцией, китайские стримеры ставят под сомнение свои перспективы трудоустройства в отрасли. Портал Rest of World взял несколько интервью со стримерами, которые рассказали ему, как падают их зарплаты, и что они делают в постоянно ужесточающихся условиях работы.
Маркетплейс Flowwow вышел на рынок Беларуси. Местные пользователи смогут продавать и покупать цветы и живые растения, кондитерские изделия, украшения, аксессуары и другие популярные товары от локальных производителей.
По данным аналитического сервиса Продажи.рф (ВТБ), за девять месяцев 2023 года покупательский спрос в России вырос на 9% по сравнению с аналогичным периодом 2022 года. В третьем квартале прирост числа покупок составил 8%, а объем потраченных средств увеличился на 6%.

Наибольший рост по числу покупок наблюдается в сегменте электроники (+25%), а по объему затрат – в категории топливо и автотовары (+21%). Отмечается рост спроса на товары для спорта и активного отдыха (+9%), цветы (+16%) и одежду и обувь (+5%). В популярных категориях, таких как продукты питания и одежда, спрос остается стабильным.
AliExpress и казахстанская компания "Казпочта" объединяют усилия, чтобы упростить доступ к товарам маркетплейса в Казахстане. По соглашению, в начале 2024 года будет запущен прямой логистический маршрут из Китая в Казахстан, что сократит время доставки заказов. Клиенты также смогут забирать посылки в ближайших отделениях "Казпочты" по всей стране.
Параллельно стало известно, что компания "Новая мода", управляющая сетью MAAG, ведёт переговоры с российскими швейными фабриками о локализации производства одежды. Компания буквально за несколько недель открыла на площадях ушедших брендов новые торговые сети Maag, Dub, Ecru, Vilet.
Хорошего дня!
Редактор Retail Today, Игорь Бахарев.

hello@retailtoday.ru
Мы благодарим наших партнеров за поддержку рассылок.
Спонсорство не влияет на редакционный контент.

SEES GROUP © 2023. Все права защищены.
Отписаться от рассылки