Пятница, 20 октября
Привет, коллега, вот что тебе нужно знать сегодня за 6 минут 9 секунд
☕ Подписаться или пригласить друга
Кто на новенького
С начала 2023 года в России появились 16 новых иностранных брендов потребительских товаров — это рекорд с 2019 года. Для сравнения: в 2020 году их было 13, в 2021-м — 15, а в 2022-м — всего 11. Есть маленькое изменение в географии брендов. Так, в 2021 году в стране появилась французская Dior Beauty, испанская Zara Beauty, американская Guess Activewear. А в 2023 году – в основном компании из Турции и Белоруссии.

А с начала 2022 года российский рынок пополнился 27 новыми брендами, 77,8% из них представлены Турцией, Ливаном и Белоруссией. Кроме того, присутствуют бренды из Италии, США, Эстонии, Китая, Австралии и Казахстана. Как говорят в консалтинговой компании Nikoliers, пришло уже почти столько же брендов, сколько ушло.

Иранские производители бытовой техники намерены занять нишу, освободившуюся после ухода с российского рынка южнокорейских компаний LG и Samsung. Поставщики ведут переговоры о покупке или аренде производственных площадок LG и Samsung в РФ, рассказывает гендиректор производителя бытовой техники Kuppersberg Дмитрий Шашкин.

По мнению экспертов, иранские производители бытовой техники могут занять значительную долю рынка в России. Впрочем, иранские бренды имеют "специфический дизайн" и способны заинтересовать россиян только в случае "жесточайшего дефицита, которого сейчас нет". При этом цены у иранских брендов выше, чем у китайских аналогов, поскольку компоненты остаются импортными.
Технологии в ритейле
В гипермаркетах "OBI Коммунарка" и "OBI Боровское" в Москве и "OBI Родионова" в Нижнем Новгороде тестируют первые кассы самообслуживания. По результатам первых недель работы таких касс доля чеков составила более 20%. На каждой кассе используются два вида сканеров: многоплоскостной и ручной двумерный для считывания кодов крупногабаритных и тяжелых товаров.

А "Магнит" объявил о том, что будет массово внедрять кассы самообслуживания в своих самых востребованных форматах магазинов. В общей сложности в торговых точках сети появится более 10 тысяч таких касс. Больше всего касс самообслуживания – около 7,5 тысяч – будет в магазинах "у дома" и мягких дискаунтерах "Моя цена". Еще около 2 тысяч КСО установят в супермаркетах, суперсторах и магазинах малого формата с собственными пекарнями. В настоящее время кассами самообслуживания пользуются 30% покупателей оборудованных ими магазинов.

Сбербанк активно тестирует беспилотные грузоперевозки. Но планирует масштабировать свой проект, заявил председатель правления Сбербанка Герман Греф.

Герман Греф: Мы будем пилотировать не только грузовой беспилотный наземный транспорт, электрический, естественно, – но и беспилотный транспорт воздушный. Все направлено на максимальное удобство людей.

Amazon подключил к голосовому помощнику Alexa языковой алгоритм Alexa LLM, обученный с прицелом на управление умным домом. Это поможет ассистенту лучше понимать разговорные фразы, эффективнее интерпретировать контекст и выполнять несколько команд одновременно.

Alexa сможет автоматически поднять температуру в доме, если пользователь пожалуется, что стало холодно. Если заявить Alexa, что пол грязный, голосовой помощник самостоятельно вызовет робот-пылесос. Если попросить сделать свет «жутким», Alexa самостоятельно поймет, что хочет пользователь, и поменяет освещение в соответствии со своей интерпретацией. Можно будет быстро и просто задавать регулярные настройки вроде включения кофеварки и будильника в одно и то же время по утрам.
Новости X5
X5 Group продолжает демонстрировать впечатляющий рост. В третьем квартале 2023 года общие продажи выросли на 22,7% по сравнению с предыдущим годом, достигнув 794,51 млрд рублей. "Пятерочка" увеличила выручку на 17%, достигнув 625,3 млрд рублей, "Перекресток" – на 5,1%, достигнув 89,3 млрд рублей. Выручка сети "Чижик" выросла аж в три раза, до 29,2 млрд рублей.

Сопоставимые продажи X5 увеличились на 10,2% благодаря увеличению трафика на 5,7% и среднего чека на 4,3%. Офлайн-продажи компании выросли на 21%, достигнув 765,3 млрд рублей.

Сеть жестких дискаунтеров "Чижик" откроет первые магазины в Петербурге уже в апреле 2024 года. Работу начнут одновременно "десятки" дискаунтеров. К концу 2023 года таких магазинов в стране должно быть не менее 1,5 тысяч, а по итогам 2026 года их количество должно вырасти до 5 тысяч магазинов.

Стратегической целью "Перекрёстка" является увеличение доли отечественной продукции в ассортименте. Сегодня в сети она занимает около 90%. Поэтому у компании есть две задачи. Первая – еще больше сократить импорт, чтобы без потерь для позиционирования увеличить долю отечественной продукции. Также в числе целей – создать более унифицированный и однородный ассортимент.

Развитие СТМ уже не остановить. Сейчас внутри портфеля СТМ начинают появляться полноценные бренды. Их ключевая особенность состоит в том, что они формируют у покупателей потребность прийти в "Перекрёсток".
Как растет рынок eCommerce
Весной-летом 2023 года рынок eCommerce увеличился примерно на 90% год к году, рассказал партнёр Data Insight Фёдор Вирин. Этот рост основан на активности маркетплейсов, в частности, Wildberries и Ozon. Максимальная их доля от всех онлайн-заказов была в июне и июле 2023 года – 77%. Это на 9% больше, чем в тот же период год назад. Происходит переток посетителей из офлайна и обычных онлайн-магазинов на маркетплейсы, что способствует взрывному росту инвестиций в продвижение на таких площадках.

Важными трендами года стали снижение числа импульсных покупок, уменьшение среднего чека, подвижность рынка в части распределения между старыми и новыми брендами.

Как следует из прогноза развития рынка, его темпы будут резко замедляться и к 2027 году составят всего 18%.
Алкогольные новости
Россияне переключаются на розовые игристые вина, отмечают эксперты NielsenIQ. Сегмент продемонстрировал самую высокую динамику продаж в категории за последние 12 месяцев. Также заметен рост покупательского интереса к сухим винам: продажи игристых напитков с обозначениями "брют" и "сухое" в разы опережают остальные сегменты. Их динамика в натуральном выражении за последние 12 месяцев составила 17,3% и 44,8% соответственно.

Российские компании продолжают нападать на производителя ликёра Jägermeister. На этот раз сибирский производитель крафтового пива Brew Moose судится из-за изображения оленя. Такой олень украшает бутылки с "Ягером". Требования "Ар си брю" распространяются только на категорию "Пиво и пивоваренная продукция", для которой эти знаки, по заявлению компании, не используется.

Пивоваренная компания "Балтика" начинает перевыпуск своего пива "Балтика №3". Вновь с синей этикеткой и старым рецептом. Основатель компании Таймураз Боллоев говорит, что "тройка" – это первый сорт, который будет перевыпущен.

Главным поставщиком вина в Россию в этом году стала Литва. Каждая четвертая бутылка вина, ввезенная в Россию, привезена из Литвы, ее экспорт в этом году вырос более чем на 20%. В тройку "винных" стран вошла Латвия, которая превзошла по поставкам даже Италию.

Bacardi будет выпускать крепкие напитки на "Тульском винокуренном заводе 1911". Завод уже оформил документы на производство спиртного напитка с добавлением рома Oakheart Original Spiced Gold и джинов Bosford и Bosford Rose в стеклянных бутылках объемом от 0,1 л до 1 л.

Гендиректор дистрибутора АСТ Леонид Рафаилов: Размещение производства в России позволяет снизить издержки. Здесь дешевле обходится розлив, меньше стоит бутылка, при ввозе алкоголя в цистернах, а не в бутылках, затраты на логистику меньше.
Новый ёжик Fix Price
Сеть Fix Price представила нового маскота – сине-зеленого ёжика Фипи (Fippy). Он будет использоваться в России, Казахстане, Беларуси и Латвии. Его задача – информировать покупателей о новых акциях, преимуществах программы лояльности и новинках в ассортименте Fix Price. А ещё он жутко милый, вот.
Что ещё интересного?
Аналитики из CloudPayments и BRONIBOY исследовали, как меняются заказы россиян в зависимости от сезона. Летом, из-за жары, спрос снижается, зато доля онлайн-оборота в сфере общественного питания выросла на 10% в сентябре по сравнению с августом 2023 года. Число увеличилось на 4%, а средний чек на 5% – с 1 181 руб. до 1 240 руб. В зимние месяцы 2023 года доля онлайн-оборота в общественном питании была выше на 5%, а число транзакций – на 9%, чем годом раньше. При этом размер среднего чека был ниже на 4% – уменьшился с 1 278 руб. до 1 224 руб.
Японский разработчик электроники Fujitsu ликвидирует российское юрлицо. Магазины говорят, что ничего страшного. Представители Wildberries, Ozon и DNS отметили, что персональные компьютеры, ноутбуки и комплектующие Fujitsu представлены на их площадках в минимальном количестве.
На Wildberries вновь находят iPhone стоимостью в 75 рублей и почти бесплатные дроны. Известная ситуация, когда личный кабинет ломают и создают фальшивую карточку, чтобы продавец потом разбирался с заказами. В свете последних заявлений Верховного суда выглядит особенно злобно.
В России может возникнуть дефицит авокадо. Поставщики из Израиля предупредили о сложностях с поставкой. Из-за войны пострадала часть плантаций и пропала часть урожая. В частности, поставщики "ВкусВилла" говорят о возможном снижении отгрузок. Впрочем, пока что проблем с доступностью этого продукта нет.
Правительство Узбекистана приняло постановление, согласно которому имущество, изъятое таможенными органами в доход государства по решению суда, будет продаваться через электронную торговую платформу E-auksion shop по принципу упрощенного аукциона. Исключение составляют продукты питания, автотранспорт, недвижимость и другие имущественные права, установленные законодательством.
Счётная палата представила свою оценку бюджета и экономического прогноза правительства на 2024-2026 годы. Результаты не утешают.

• Экспорт товаров даже по итогам 2026 года останется на 6,8% ниже уровня 2021 года.
• Представляется завышенным рост объемов импорта, особенно промежуточного и инвестиционного (на 20,1% и 12,5% к концу прогнозного периода соответственно), в условиях, когда из-за санкций существенно ограничены поставки импортных комплектующих и товаров инвестиционного назначения.
• Динамика оборота розничной торговли, по прогнозам, составит 3,4-3,6 % в 2024-2026 гг. Но это будет опережать как динамику ВВП, так и темпы роста реальных располагаемых денежных доходов населения.
• Существуют риски недостижения необходимых темпов роста потребительского спроса. В условиях высокой неопределенности население может проявить более сдержанную позицию при использовании кредитов и своих сбережений.
Wildberries объявила о том, что начинает выплачивать компенсации продавцам, у которых товары были подменены. Сумма возврата будет соответствовать текущей цене товара. Селлерам не нужно предпринимать никаких дополнительных шагов, поскольку компания сама будет отслеживать информацию о товарах на всех этапах движения. Однако стоимость возврата будет учтена без учета скидок для постоянных клиентов и комиссии маркетплейса. Сами товары не вернутся, но деньги будут зачислены на баланс продавца в течение 30 дней после выявления подмены. Это изменение, похоже, стало ответом Wildberries на протесты владельцев ПВЗ, которые протекли по всей стране весной.
По данным онлайн-гипермаркета ВсеИнструменты.ру, в сентябре 2023 года спрос на средства индивидуальной защиты (СИЗ) в России значительно вырос. Средний чек на покупку спецодежды и СИЗ по России равен сегодня 697 рублей, что на 9% меньше, чем в прошлом году. Продажи средств индивидуальной защиты органов дыхания выросли на 45%. В сентябре 2023 года в России на 84% чаще покупали средства индивидуальной защиты рук.
Профессор экономики Технологического института Вирджинии Джадриан Вутен: гонка ритейлеров, которые пытаются показать хорошие продажи в праздничный сезон, привела к тому, что товары для Хэллоуина начинают продавать уже в июле. Никто не хочет опоздать. Если один магазин выставит товар раньше, другие, скорее всего, последуют его примеру, чтобы не потерять первоначальные продажи. Те, кто открыл продажи всего за месяц до праздника, уже не продадут ничего. Эта стратегия также может привлечь потребителей, которые любят распределять свои праздничные расходы во времени. Они могут тратить понемногу в течение трех месяцев, поэтому им не придется выкладывать кучу денег сразу.
Хорошего дня!
Редактор Retail Today, Игорь Бахарев.

hello@retailtoday.ru
Мы благодарим наших партнеров за поддержку рассылок.
Спонсорство не влияет на редакционный контент.

SEES GROUP © 2023. Все права защищены.
Отписаться от рассылки