Вторник, 10 октября
Привет, коллега, вот что тебе нужно знать сегодня за 6 минут 1 секунду
☕ Подписаться или пригласить друга
ЦИТАТА

Директор по лояльности и партнерствам X5 Group Александр Чухонцев: Отзывы повышают доверие к товару и стимулируют покупателей совершать повторные покупки. В рамках работы с обратной связью в сети "Пятёрочка" был запущен рейтинг товаров. Покупатели могут оценить купленный товар по пятибалльной шкале. Если оценка его ниже 4,5, то ритейлер начинает выяснять причину такой оценки вместе с поставщиком. Было несколько случаев, когда "Пятёрочка" выводила товары из ассортимента из-за низкой оценки от покупателя.
Новые магазины и площадки
Х5 Group планирует в ближайшие месяцы запустить в пилотном режиме сеть магазинов малого формата под названием "Около". Речь идет о торговых точках площадью от 90 до 150 кв. метров, рассказал директор по стратегии и развитию бизнеса группы Владимир Салахутдинов.
По его словам, сегмент магазинов малых форматов оценивается в 1,5-2 трлн руб.

Inventive D2C ("дочка" Inventive Retail Group) объявила о запуске новой мультибрендовой площадки MasterClub.Store, специализирующейся на DIY-товарах для дома и сада. Там представлены такие бренды, как Grohe, Dewalt, Makita, Bosch, Systeme Electric, Fiscars, Weber и многие другие.

Hoff открыл в Рязани гипермаркет в принципиально новой концепции. Всё торговое пространство, а общая площадь магазина составляет 3400 кв. метров, сгруппировано по "мирам", когда все необходимое для обустройства одного помещения – от корпусной мебели до аксессуаров – расположено в одной зоне.

Китайские производители смартфонов и другой электроники Tecno и Realme запланировали открыть в 2024 году фирменные магазины в России. Собственный магазин позволяет представить весь ассортимент, а также продемонстрировать клиентам экосистему целиком, считает директор по продажам бренда Tecno Виктор Колесниченко. В "Марвел-Дистрибуции" считают, что открытие бренд-шопов следует рассматривать не столько с позиции наращивания продаж, сколько с точки зрения дополнительного маркетингового продвижения.

Магазины спортивных товаров Decathlon в России начнут открываться в декабре, по мере технической готовности и поступления товаров, заявил замглавы Минпромторга Виктор Евтухов. В сентябре российская компания "АРМ" подписала соглашение с Decathlon на покупку бизнеса в России. Россиянам перешли уже все 35 магазинов, а также склад в Московской области.

Итальянская сеть магазинов одежды OVS в ноябре 2023 г. откроет в России первую точку продаж семейного формата в торговом центре "Vegas Крокус Сити". Всего в этом году OVS планирует запустить семь магазинов, а к концу 2025 года в стране уже будет до 50 точек. Развитием бренда в стране занимается дистрибутор Smart Casual Group (SCG).
Государственные инициативы
На маркетплейсах могут запретить карты Таро и гороскопы — в Госдуме готовят законопроект о запрете рекламы экстрасенсов. В том числе парламентарии планируют полностью ограничить продажи товаров, предназначенных для эзотерической деятельности.

Роскачество предложило Роспатенту ввести новые требования для регистрации товарных знаков с приставками «эко» и «био». Документы могут принимать только в том случае, если производитель владеет органическим сертификатом. Сертификат этот сейчас можно получить только после проверки аккредитованными органами. Документ должен подтверждать соблюдение определенных стандартов. Инициатива осложнит вывод на рынок новинок, предупреждают эксперты.

Правительство России не поддержало законопроект, обязывающий магазины указывать цены на продукты, продаваемые на вес, только за килограмм. Предлагаемое законопроектом регулирование фактически возлагает на хозяйствующие субъекты дополнительную обязанность – производить расчеты стоимости одного килограмма, которая приведет к удорожанию процессов выкладки товаров и изготовления ценников и, как следствие, к повышению конечной стоимости товаров для потребителя.

Битва за продажу алкоголя в онлайне продолжается. В поддержку такого бизнеса выступило Министерство финансов России. Глава ведомства Антон Силуанов рассказал, что есть плюсы и минусы легализации, однако плюсов больше. При этом к настоящему времени договоренности в правительстве по этому вопросу пока нет на фоне жесткой позиции ряда ведомств. Интересно, что ранее именно позиция Минфина стала причиной, по которой отозвали законопроект о торговле спиртным через интернет.

Продавец не может менять цену товара, уже объявленную покупателю, ссылаясь на технический сбой на сайте, заявил председатель Верховного суда России Вячеслав Лебедев. По его словам, законодательные положения о праве исполнителя в одностороннем порядке отказаться от договора оказания услуг не распространяются на договоры с участием граждан-потребителей.
СТМ в ритейле

В 2023 году доля СТМ в продуктах питания достигнет 11% (в 2022 году было 9%), а их продажи могут составить 511 млрд рублей, рассказала руководитель направления "Потребительские рынки" Infoline Светлана Силенина. Продажи СТМ сейчас в принципе растут в 2-3 быстрее, чем продажи других брендов. В X5, например, рост собственных торговых марок в 2 раза опережает скорость роста брендов. На второй картинке – доля СТМ в различных сетях ритейлера.

Статс-секретарь замглавы Минпромторга РФ Виктор Евтухов: "Вопрос СТМ – собственной торговой марки, он всегда стоял. И в отношении офлайн-торговли, я напомню, все время были даже инициативы такие в Госдуме – запретить продажу собственных торговых марок в крупных сетях. Ну, на мой взгляд, это нелогично, все равно это, во-первых, конкуренция, во-вторых, больший выбор для потребителя, это может быть более низкая цена".
Лев с золотыми яйцами
Торговая сеть Сима-ленд установила в центре Екатеринбурга гигантскую скульптуру льва с огромными золотыми яйцами. Высота монумента – пять метров. В сети говорят, что вдохновлялись двумя знаменитыми статуями: быками из Нью-Йорка (с Уолл-стрит) и Шанхая. "Люди толпятся у быка, чтобы погладить «золотые яйца»: считается, что они приносят финансовую удачу", – поясняют в компании. Так вот. Яйца льва в Екатеринбурге получились в три раза больше того, что с Уолл-стрит.
Судебный ритейл
Яндекс снова штрафуют из-за ненадлежащей рекламы БАДов. На этот раз речь идёт о рекламе биологически активной добавки "Ахиллан". Согласно российскому законодательству, реклама БАД должна сопровождаться предупреждением о том, что объект рекламирования не является лекарственным средством. А его не было. Не в первый раз.

ООО "Лимонад" (производитель парфюмерии под брендом "Flame Moscow") пытается через суд прекратить охрану товарного знака "FLAME" от Calvin Klein. Иск с требованием прекратить охрану товарного знака в связи с неиспользованием был подан в Суд по интеллектуальным правам в начале сентября. Впрочем, эксперты считают, что шансов мало. Согласно закону, для аннулирования товарного знака продукции под ним не должно быть на рынке минимум три года непрерывно.

Компания Campari подала в суд на российского дистрибутора "Мастер-Трейд", требуя запретить ему продажу и ввоз в Россию Aperol. Дело будет рассматриваться 30 октября в Арбитражном суде Ростовской области. Campari также просила об обеспечительных мерах в виде запрета на выпуск товара.

Владелец производственной компании "Лидер" (выпускает газировку, соки и нектары, энергетики) обратился в Суд по интеллектуальным правам с иском к швейцарской Bacardi Martini Patron International. Он добивается досрочного прекращения правовой охраны товарного знака Patron для части товаров 32-го класса Международной классификации товаров и услуг, в который входят безалкогольные напитки, минеральные воды, сиропы, пиво и др. Bacardi выпускает текилу с таким названием.

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей Нижегородской области пытается через суд приостановить работу Wildberries. Причина суда – история, в результате которой из-за ошибки на стороне маркетплейса некая покупательница не смогла отменить заказ. WB упрямо хочет списать с отключенной банковской карты 6200 рублей за заказ, которого, по сути, не было. Хотя компании многократно запрещали это делать.
Как растёт рынок смартфонов
Группа "М.видео-Эльдорадо" отмечает усиление интереса к складным смартфонам. По итогам января-сентября 2023 г. штучные продажи категории выросли в 4,3 раза по сравнению с прошлым годом, средний чек сократился почти на 5%. Росту спроса способствует расширение выбора в обоих типах складных механизмов, появление более доступных, а также усовершенствованных моделей, вариативность в программах рассрочки.

Общие продажи смартфонов на российском рынке за первые девять месяцев 2023 года также растут. В этот период россияне приобрели около 21,5 млн устройств, что на 25% больше, чем в предыдущем году. Продажи достигли уровня 2021 года.

Важное изменение: средний чек снизился почти на 10%, составив 21,3 тыс. рублей. Это связано, видимо, с тем, что китайские производители смартфонов увеличили свою долю на российском рынке до 75% в количественном выражении и до 50% в денежном. В ценовых сегментах наибольший рост произошел в категории от 5 до 15 тыс. рублей, но девайсы с ценой более 50 тыс. рублей также пользуются популярностью.

В MTC также провели анализ рынка смартфонов в России за третий квартал 2023 года. В этот период резко вырос интерес к флагманским смартфонам, стоимостью более 80 тыс. рублей. Продажи в этом сегменте увеличились в 2,8 раза по количеству и в 3 раза по деньгам по сравнению с прошлым годом. Этот рост связывают с изменением курса валют и расширением ассортимента. Apple и Samsung лидируют в продажах в этом сегменте, с долей рынка 29% и 17% соответственно. Бренд Xiaomi, хотя и занимает второе место по доле в деньгах (22%), лидирует по количеству проданных устройств (32% рынка).
Что ещё интересного?
По прогнозам X5 Group, доля онлайн-продаж к концу 2023 года вырастет с 11% до 12,5%. Об этом рассказал главный исполнительный директор X5 Игорь Шехтерман. К 2027 году их объём может увеличиться больше, чем в 3 раза, и составить почти 3 трлн рублей (вместо 917 млрд рублей сегодня).
В Россию начали возвращаться европейские обувные бренды ценовой категории средний плюс и премиум. По крайней мере, об этом говорят в Обувном союзе. Вроде бы из 100 ушедших в РФ вернулись "около 15" брендов. На крупной обувной выставке Euro Shoes можно было увидеть такие имена, как немецкая Ara Group, итальянские Axa Group, Imac, Igi and Co, испанские Picolinos, Wonders, Hispanitos и другие. Все эти марки уже доступны в магазинах Rendez-Vous и на площадках ведущих маркетплейсов.
Более 70% россиян считают, что совершать покупки на маркетплейсах – это более выгодно, чем в офлайн-магазинах. Около 63% респондентов отмечают, что разница в ценах на онлайн-площадках составляет около 10-15%, в пользу крупных онлайн-платформ. Эксперты выяснили, что 82,7% респондентов совершают покупки на маркетплейсах раз в месяц и чаще. 13,2% участников опроса признались, что делают приобретения на таких площадках раз в два-три месяца. 86% предпочитают покупки на Wildberries. 78,6% на Ozon, а 33,7% – на "Яндекс Маркет".
В этом году совершать покупки на распродаже "Чёрная пятница" планирует каждый второй россиянин (50%) против 44% в прошлом году.
Четверо из десяти опрошенных планируют потратить в этом году столько же, сколько и в прошлом, а около 20% задумались о том, что стоит увеличить бюджет на покупки.

Выбирая магазин для покупок в "Черную пятницу", большинство в первую очередь обращают внимание на размер скидки и стоимость товара – это важно для двух третей пользователей.
Wildberries отреагировал на скандальный случай, когда в одном из городов Московской области ребенок, играя со смартфоном одного из родителей, смог заказать на площадке большую партию товаров. Компания изучила проблему и "на основе анализа поведения пользователя пришла к выводу, что заказ действительно мог быть оформлен ребенком". Теперь онлайн-платформа разрабатывает функционал дополнительного подтверждения заказа в приложении. Среди вариантов дополнительного подтверждения заказа – PIN-код, а также технологии Touch ID и Face ID.
За первое полугодие объем трансграничных покупок уменьшился (год к году) на 9%. Почта России обработала всего до 54,6 млн почтовых отправлений с товарами из-за границы.

Это снижение объемов в первой половине 2023 года связывают с приостановкой прямых продаж западных компаний в Россию и сокращением инвестиций в российский AliExpress.
Авиакомпания-лоукостер "Победа" выпустит фирменные рюкзаки, которые будут соответствовать установленным габаритам ручной клади (36х30х27 см, около 29 л).

Генеральный директор компании Дмитрий Тыщук: Дизайн рюкзака (будет производиться в России) разработан, в ближайшие месяцы он будет продаваться на нашем сайте — это тоже будет дополнительный доход для авиакомпании. В него спокойно помещаются три пятилитровые бутылки и даже еще остается место, при этом без ограничения по весу.
Директор по маркетингу Coffee Affection Кейт Макдоннелл: Покупатели кофе становятся моложе. Поколение Z посещает кофейни ежедневно. У молодежи в моде использование в кофе растительных напитков вместо молока: компании выпускают ароматизированные сливки на растительной основе, которые легче смешиваются с кофе. Кроме того, набирает обороты картофельное молоко. Овсяное молоко занимает первое место в списке альтернативных молочных продуктов, которые используют молодые поколения и те, кто стремится к здоровому образу жизни.
Компания "Юнокс", связанная с владельцами аэропорта Внуково, приобрела 99% акций сети "Бронницкий ювелир". Ритейлер за последние годы потерял долю на рынке ювелирных изделий из-за снижения числа покупателей и роста цен на драгоценные металлы. По данным Infoline, по итогам 2022 года сеть заняла десятое место среди продавцов ювелирных изделий с долей рынка 0,88%. У ритейлера более 2 тыс. магазинов в России и СНГ.
Хорошего дня!
Редактор Retail Today, Игорь Бахарев.

hello@retailtoday.ru
Мы благодарим наших партнеров за поддержку рассылок.
Спонсорство не влияет на редакционный контент.

SEES GROUP © 2023. Все права защищены.
Отписаться от рассылки