Вторник, 26 сентября
Привет, коллега, вот что тебе нужно знать сегодня за 5 минут 52 секунды
☕ Подписаться или пригласить друга
ЦИТАТА

Первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев: Эмоционально нагруженное потребление, когда импульсом к покупкам служат эмоции, существовало всегда и везде, однако его актуальность повышается в периоды внешних шоков, когда накапливаются стресс, депрессия, фрустрация. У нас с внешними шоками все нормально.
Новые магазины и сети
Полгода назад Gulliver Group объявила о создании бренда для взрослых. И вот уже осенью магазины новой сети появятся в России. В частности, в "Авиапарке" ждут скорого открытия новой точки.

В Москве появилась новая сеть точек с кулинарией "Еда тут". Там предлагают блюда в герметичной упаковке, местоположение корнеров можно найти на "Яндекс Картах". За продажи и приготовление блюд отвечает компания "Левел мск", связанная с сервисом доставки дневных рационов Level Kitchen, входящим в Performance Group. Товарный бренд "Еда тут" принадлежит компании "Виттория". Основной долей владеет Артур Зеленый, основатель Performance Group, и оставшимися 25% – рэпер Тимати.

В Москве появится розничная сеть под названием "Сделано в Москве". Сейчас московские компании собраны на платформе сделановмоскве.рф, где представлены бренды одежды, обуви, косметики, ювелирных украшений, продуктов питания, товаров для дома, товаров для спорта и здоровья, бытовая техника и электроника, и т.д.

В Петербурге открылся дискаунтер Smart, который развивает владелец Spar и Eurospar. Ассортимент вполне традиционный для низкобюджетного магазина. Это наиболее известные и востребованные позиции известных брендов почти в каждой из категорий, дополненные собственными торговыми марками (СТМ). Интересной особенностью Smart можно считать отсутствие ультрадешевых товаров вроде колбасы или сосисок по 30-40 рублей за единицу товара.

Российский бренд Lime, крупный производитель и ритейлер одежды, рассматривает возможность запуска собственных кафе в магазинах. Компания зарегистрировала новую структуру "Лайм кафе", основным видом деятельности которой указано "рестораны и услуги по доставке продуктов питания". Эксперты считают, что это может повысить трафик и средний чек в магазинах.

Производитель готовых рационов питания Performance Group запускает пищевой комбинат в Казани. Комплекс будет производить около 40 тысяч готовых блюд ежедневно, с возможностью переработки до 16 тонн продукции в сутки.
Coca-Cola в стиле ИИ
Coca-Cola выпустила лимитированную линейку газировки Y3000, вкус для которой был создан с помощью искусственного интеллекта. Никакого плюс-минус точного описания самого вкуса нет, но известно, что напиток выпускается в обычном варианте и без сахара. А ещё искусственный интеллект использовался при разработке футуристической упаковки банки.
Секрет стратегии X5
Генеральный директор сети супермаркетов "Пятёрочка" Владислав Курбатов поделился ключевыми аспектами стратегии развития компании. Вот основные моменты:

1. Развитие сегмента готовой еды. "Пятёрочка" тестирует доставку кофе, приготовленных блюд и пиццы. Этот сегмент представляет большой потенциал для будущего роста.
2. Стратегия поглощений. В текущем году сеть успешно приобрела трёх крупных локальных игроков ("Тамерлан", "Гроздь", "Виктория").
3. Оптимизация числа сотрудников. В следующие годы компания планирует рационализировать численность персонала, учитывая рост количества магазинов.
4. Оптимизация ассортимента. Компания уменьшила ассортимент продукции на 15%.
5. Рост доли СТМ. Компания планирует увеличить долю собственных брендов до 65% в среднем чеке.
Рынок Fashion
В 2022 году европейский рынок онлайн-продаж моды и красоты достиг внушительных €122 млрд. Согласно данным Cross-Border Commerce Europe, почти половина этой суммы (€45 млрд) пришлась на кроссбордерную торговлю, причем маркетплейсы сыграли ключевую роль в этом сегменте, участвуя в почти половине всех онлайн-транзакций в данной отрасли.

Прогнозируется, что рост рынка будет продолжаться в ближайшие пять лет, достигнув €144 млрд к 2026 году. Этот тренд подкрепляется активным развитием C2C-платформ, где "вторичное потребление" становится всё более популярным. По прогнозам, к 2026 году почти 1/6 онлайн-продаж в сфере моды будут происходить на C2C-площадках.

А что в России?

Директор по развитию бизнеса в категории Fashion на Ozon Илоанга Ершова: Fashion стал одной из самых быстрорастущих категорий в российском ритейле, где уже каждый второй товар покупается онлайн.

Оборот продаж Fashion на Ozon в первом полугодии 2023 вырос втрое, достигнув 75 млрд рублей, с 17 млн активных покупателей. Доставлено 60 млн заказов, втрое больше, чем годом ранее. Ozon стремится утроить оборот в этой категории к концу года и стать лидером среди онлайн-ритейлеров в Fashion.

Российская стилистка маркетплейса Lamoda Екатерина Храмкова назвала главные fashion-тренды осени 2023 года.
• В моду вернулись разнообразные вещи из кожи — как верхняя одежда, так и юбки и брюки.
• Набирают популярность предметы гардероба в базовом стиле, например классические джинсы, серые свитеры и бежевые тренчи.
• В коллекциях дизайнеров появились наряды с гороховым принтом.
• Дизайнеры добавили в список трендов кружево.
• По цвету лидировать начал насыщенный красный.
• Еще один цвет, привлекающий всеобщее внимание, напоминает оттенок сливочного масла. Это желтый, но словно с добавленной каплей бежевого.

Рынок труда в ритейле
Спрос на персонал в eСommerce растет, особенно в сегменте складского хозяйства, грузоперевозок и служб доставки. Конкурс на вакансию в сфере складского хозяйства и автомобильных перевозок в целом по РФ за год снизился в 2 раза (т.е. на вакансию сейчас претендует на 50% меньше соискателей, чем в 2022 году). Такие цифры приводятся в отчёте HR-сервиса SuperJob. В таблице представлены наиболее востребованные позиции в сегменте "Транспорт, логистика, склад, пункты выдачи заказов" (в порядке убывания количества вакансий).

Insider проанализировал, сколько платит Amazon разработчикам программного обеспечения, специалистам по обработке данных, маркетологам, продавцам, бизнес-аналитикам и многим другим. Если коротко: самые старшие инженеры по разработке программного обеспечения в год могут зарабатывать около $300 000, старшие менеджеры по разработке программного обеспечения – до $340 000. Инженеры облачного программного обеспечения Amazon зарабатывают более $260 000.

Сервис быстрой доставки продуктов Ozon fresh провел конкурс соискателей на новую должность тестировщика арбузов. В рамках этого конкурса кандидаты дегустировали разные сорта и поставки арбузов. Необходимо было оценивать текстуру, степень сладости и внешний вид товара. Теперь среди участников конкурса выберут тестировщика с самыми полезными и полными отзывами. Он станет официальным тестировщиком арбузов Ozon fresh на будущий сезон.
Рынок недвижимости для ритейла
Ввод новых торговых центров в Москве по итогам января-июня 2023 г. сократился на 29% по сравнению с первым полугодием прошлого года до 27 000 кв. м. Единственным открытым объектом за это время стал "Митино Парк" (для сравнения: в первые шесть месяцев 2022 г. были введены три комплекса). К концу года вроде бы ожидается ввод в эксплуатацию 12 торговых центров. Но часть проектов будет отложена.

А вот рынок складских помещений в регионах России переживает впечатляющий рост, объем сделок в сегменте может к концу года увеличиться втрое, достигнув 2,7 млн кв. метров. Это исторический рекорд. Всего за январь-август было заключено сделок на 1,5 млн кв. метров, что превышает прошлогодний показатель. Этот рост связывают с активным расширением онлайн-ритейла, который составляет 69% всех сделок.
Что ещё интересного?
"Нашествие" роботов-доставщиков в Парке Горького, которое в пятницу обсуждали все московские СМИ, оказалось всего лишь маркетинговым ходом. Так рекламировали премьеру сериала "Кибердеревня". Восстание машин, которое мы заслужили.
ВкусВилл запустил рекламную кампанию "Время года манго", построенную на популярности этого фрукта. В рамках этой акции некоторые точки на время "сезона манго" переименовались в "Мангозины".
Маркетплейсы вновь заявили о том, что создадут "черный список" торговцев контрафактом. Ну, то есть некую платформу, которая позволит компаниям обмениваться данными о недобросовестных продавцах.
Партнёры Wildberries вновь атаковали офис компании, пожаловались на жесткие и невыгодные тарифы площадки, пообщались с ее представителями, но ни до чего принципиально нового не договорились.
Чистая прибыль группы "Меркурий Ритейл Холдинг" (сети "Красное и Белое", "Бристоль") по итогам 2022 года превысила 48 млрд рублей. Это выше результата крупнейших розничных сетей — X5 Group и "Магнита". Таким образом "Меркурий Ритейл Холдинг" стал самым прибыльным ритейлером в России. При этом оборот компании в 2,5 раза меньше, чем у лидеров продуктовой розницы, что обусловлено высокой маржинальностью бизнеса алкомаркетов.
За семь месяцев 2023 года онлайн-продажи в России выросли на 1 процентный пункт по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и достигли 12% от общего товарооборота. По данным "СберАналитики", интернет-торговля росла вдвое быстрее, чем рынок в целом. В первом квартале 2023 года онлайн-продажи увеличились на 14%, во втором – на 27%, а за июль – на 24%.
По данным NielsenIQ, за последние 12 месяцев доля продаж товаров повседневного спроса по акциям выросла на 3,6 п.п. до 48%. Чаще всего со скидками продаются развесные шоколадные конфеты, грибные и овощные консервы, макароны, растворимый кофе, сладкая выпечка и корм для кошек. В некоторых сегментах наблюдается серьёзный рост доли промо. Например, в категории вафель, покрытых шоколадом, доля промо увеличилась в полтора раза (+22 п.п. до 60%).
Маркетплейсы в 2023 году стали основной площадкой для покупок к новому школьному сезону. Рост выручки на крупных площадках в среднем составил 155% год к году. При этом рост обеспечивается за счет увеличения количества заказов при практически неизменном среднем чеке: 1 061,18 руб. в 2023 против 1 084,33 руб. в 2022. С учётом того, что цены выросли примерно на 60%, эксперты делают выводы, что россияне в этом году жестко экономили на школьных закупках, им пришлось пересмотреть свои привычки и покупать товары более низкого качества.
Интересное исследование о "покупателях-паникерах" представил первый проректор НИУ ВШЭ Вадим Радаев. По его словам, 9,4% россиян склонны совершать покупки на панике от новостей, а 20,5% совершают импульсивные покупки, без предварительных раздумий и тщательного поиска. 25,2% респондентов используют шопинг как средство от тревоги и депрессии, поднять себе настроение.
Хорошего дня!
Редактор Retail Today, Игорь Бахарев.

hello@retailtoday.ru
Мы благодарим наших партнеров за поддержку рассылок.
Спонсорство не влияет на редакционный контент.

SEES GROUP © 2023. Все права защищены.
Отписаться от рассылки