Вторник, 7 марта, 2023
Привет, коллега, вот что тебе нужно знать сегодня за 5 минут 17 секунд
☕ Подписаться или пригласить друга
Новые законодательные ограничения
Контроль над маркетплейсами

Рост числа жалоб потребителей на маркетплейсы привел к тому, что власти могут ужесточить регулирование электронной торговли. Среди наиболее распространенных претензий от покупателей — сложности с возвратом товара, нехватка достоверной информации о продукции, нарушения сроков доставки и отказ от продажи. Минпромторг рассматривает разные способы регулирования, включая обязательное раскрытие информации о продавцах, предоставление товарно-сопроводительной документации по запросу, запрет одностороннего отказа от продажи и введение промежуточных счетов для оплаты.

Представители бизнеса, включая президента Ассоциации компаний интернет-торговли Артема Соколова, традиционно считают, что некоторые проблемы уже у так серьёзно зарегулированы законодательством.

Заморозка цен

ФАС предлагает расширить список товаров, на которые торговым компаниям будет запрещено необоснованно повышать цены "в случае спекулятивного роста". В прошлой версии документа служба хотела взять под контроль увеличение цен более чем на 30% в течение 60 дней только на социально значимые продукты. В новой версии законопроекта ФАС убрала термин "социально значимые товары" и предложила создавать список правительству по рекомендации Минэкономразвития.

Также важно, что под контроль службы могут попасть компании с годовой выручкой более 800 млн рублей — малый и средний бизнес. Напомним, что в настоящий момент законодательство запрещает согласованные действия только сетям, которые совокупно занимают не менее 20% рынка.

Гособоронзаказ

В условиях военного положения на предприятиях, которые сорвали условия поставок, может быть введено внешнее управление. Минпромторг будет принимать решение о новой управляющей организации вместе со специальной рабочей группой. Права акционеров и полномочия органов управления предприятия, поставляющего продукцию по гособоронзаказу, при военном положении в случае срыва поставок могут быть остановлены, говорится в указе президента Владимира Путина. При этом для активации указа не требуется введение федерального военного положения, достаточно регионального, поясняют юристы.
Казахстан зовёт!
Российские сети активизировали свои проекты по развитию в Казахстане. В частности "Лэтуаль" готовится к выходу в страну. Для этого компания ищет директора по безопасности в Алматы, который будет участвовать в открытии магазинов, а также главного бухгалтера по СНГ. Планируется, что активность в новых странах начнется через несколько месяцев после завершения подготовительных работ.

ADAMAS открыл свой первый магазин за пределами РФ. Первая точка появилась в Астане. Для выхода на международный рынок сеть выбрала Казахстан, поскольку ее продукция здесь уже популярна и имеет своих поклонников. Кроме того, Казахстан является одним из самых перспективных рынков в Центрально-Азиатском регионе, который активно растет и привлекает иностранные инвестиции, что в свою очередь стимулирует рост потребления и покупательской активности.

В прошлом году рынок электронной торговли в Казахстане вырос на 20,2% и достиг приблизительно 225 млрд рублей, что на 38 млрд рублей больше, чем годом ранее, утверждают эксперты Euromonitor International. Доля онлайн-продаж в рознице в прошлом году достигла 12%. Министерство торговли и интеграции РК (МТИ) прогнозирует, что через три года электронная торговля сможет достигнуть доли в 15% от общего рынка ритейла.

Интересно, что ни одна из крупных товарных групп не показала отрицательной динамики. Fashion заняла самую серьезную долю в общей сумме онлайн-продаж, составив порядка 32,4% от всего рынка, а на покупку одежды, обуви и аксессуаров в интернете казахстанцы потратили около 73,3 млрд рублей, что на 17% больше, чем годом ранее.
Melon Fashion Group остался без покупателей
Шведская Eastnine и АФК "Система" отказались от сделки по продаже пакета акций ретейлера модной одежды Melon Fashion Group (бренды Zarina, befree, Love Republic и Sela). Eastnine сообщила, что она будет искать нового покупателя, так как условия сделки не могли быть выполнены в оговоренные ранее сроки.

Интересно, что Eastnine начала искать покупателя на долю в Melon Fashion Group еще в 2019 году, но процесс успехом не завершился. В октябре АФК "Система" объявила о том, что договорилась купить 47,7% акций за 15,8 млрд рублей. Ударили по рукам, в декабре Eastnine объявила, что выкуп может быть завершен в течение первого квартала 2023 года. Сейчас стало известно, что этого не произошло. Eastnine продолжит поиск нового покупателя.
Топ-10 крупнейших ритейлеров в 2023
Несмотря на сложности, связанные с 2022 годом, оборот топ-10 крупнейших ритейлеров увеличился на 15,9%, сообщил генеральный директор, компания "INFOline-аналитика" Михаил Бурмистров. Если учитывать маркетплейсы Wildberries и Ozon, то рост составил 25%. Совокупная доля крупнейших игроков на рынке достигла 34,4%.

В общем рейтинге топ-10 ритейлеров по объему выручки X5 Group находится на первом месте с динамикой выручки в 18,3%, за ним следуют "Магнит" + "Дикси" (+26,2%), Wildberries (+95,1%), Mercury Group (+6,4%), Ozon (+87,3%), DNS (+7,7%), "Лента" (+11,4%), Leroy Merlin (+15,6%), "М.Видео-Эльдорадо" (-13,5%), "Светофор" (+40,2%), "Ашан" (+4,6%) и Fix price (+22%).
Новые бренды и новые сети
в "Афимолл Сити" в "Москва-Сити" откроется новый российский бренд одежды под названием Yollo, который будет включать в себя женскую, мужскую и детскую одежду. Магазин откроется весной и будет управляться Genesis Fashion Group. В будущем компания планирует расширить ассортимент за счет отдельной спортивной линии и товаров для дома, а также открыть новые магазины по всей России. Развитием Yollo занимается ООО "Пикник", владельцем которого является Борис Ростовцев.

Сеть магазинов Hiker расширила ассортимент, добавив две известные марки - Salomon и Helly Hansen. Salomon - французский бренд, представленный в Hiker с женской и мужской обувью для бега по бездорожью и городских ботинок в спортивном стиле. Helly Hansen - норвежский бренд с прочной и надежной одеждой для города.

Турецкий бренд NetWork вышел на российский рынок, открыв два магазина в крупных торговых центрах Москвы. Новые магазины NetWork появились в столичных торговых центрах "Авиапарк" и "Метрополис". Уже в начале марта NetWork откроет двери своих магазинов в ТЦ "Афимолл Сити" и других моллах Москвы.

Центральный детский магазин на Лубянке в марте откроет новый магазин под брендом "ЦДМ Игрушки" на площади 6,9 тысяч квадратных метров, заменив ушедший британский бренд Hamleys. В новом магазине будет широкий выбор детских товаров разных ценовых категорий.
Lamoda доверил визуализацию исскуственному интеллекту
Lamoda решила привлечь искусственный интеллект Midjourney к созданию визуальных образов для своей главной страницы. Компания создала более 50 уникальных AI-иллюстраций, которые "позволят переосмыслить привычный подход к фото-контенту для fashion-платформы".

Мы понимаем, что новости про Midjourney уже не особо вдохновляют, но это первый случай, когда такая крупная платформа доверяет ИИ свой внешний облик. К проекту Lamoda в качестве эксперимента присоединили крупные бренды: Ecco, Love Republic, Urban Tiger, Rinascimento.
Что ещё интересного?
в Санкт-Петербурге в здании на Большом проспекте, где раньше размещались магазины H&M, появятся три российских ретейлера: сеть салонов "Кенгуру", женская обувь и аксессуары "Эконика" и женская одежда 2MOOD. "Эконика" и 2MOOD уже открыли свои магазины, открытие "Кенгуру" запланировано на второй квартал 2023 года.
Приморье, Пермский край, ХМАО, Курганская область, Волгоградская область, Иркутская область, Якутия: по всей стране подросткам запрещают ходить в торговые центры. Полицейские кордоны на входе, облавы по самим ТЦ, "душевные" разговоры в школах, комендантский час и так далее. Не удивляйтесь, если подростки почему-то исчезли из вашего магазина и не ждите, что они в самое ближайшее время вернутся.
Сеть магазинов "Вкусвилл" приостанавливает продажу алкогольной продукции в Москве и Московской области. В компании говорят, что это связано со сменой программного обеспечения. При этом процесс может занять до 20 дней.
Alibaba Group очень успешно закончила 3 квартал финансового года.

• Выручка составила $35,92 млрд, рост на 2% год к году.
• Операционная прибыль - $5,07 млрд, увеличение на 396% год к году.
• Чистая прибыль составила $6,79 млрд.
• Скорректированный показатель EBITA вырос на 16% в годовом исчислении и достиг $7,55 млрд.
В январе 2023 года интернет-магазины и сервисы доставки продуктов питания обработали 42,7 миллиона заказов (без учета продаж универсальных маркетплейсов с несрочной доставкой). Как подсчитали в Data Insight, это на 5% меньше, чем в декабре 2022 года, но на 41% больше, чем в январе 2022 года. Среднесуточное количество заказов в январе составило 1 378 тысяч, тут падение тоже на 5% к декабрю.

По прогнозам экспертов, к концу года объем рынка составит 712 млрд рублей и 565 млн заказов. Рост год к году будет на 28% и 40% соответственно.
Водитель Amazon поделилась в социальных сетях своим опытом использования системы камер и искусственного интеллекта компании. В TikTok-видео она объяснила, как система отслеживания работает. Видео завирусилось там уже 1.5 млн лайков. Камера может фиксировать мелкие нарушения от употребления кофе до неправильного пристегивания ремня безопасности. 4 камеры на машине отслеживают вождение, включая одну направленную вперед, две на боках и одну внутри машины, которая направлена на водителя.
Франчайзинговая сеть дискаунтеров товаров для дома "Галамарт" начала продавать товары на платформе Ozon. На данный момент на маркетплейсе представлено только 10 товаров в категории "Дом и сад", такие как швабры, сушилки и полки. При этом компания опубликовала вакансию менеджера для работы с Wildberries.
43,5% россиян больше всего в рекламе отталкивает призыв к срочной покупке: "последний шанс", "успейте купить" и так далее. Каждого третьего (32,6%) опрошенного раздражают ошибки в ударениях, окончаниях и так далее. Еще 27,2% респондентов устали от рекламы с излишней демонстрацией уникальности товара и его превосходства - если они видят фразы-маркеры "самый лучший", "единственный", "первый" и так далее, то не реагируют на предложение.
В январе-феврале 2023 года средний чек на товары для детей в розничных магазинах и онлайне вырос на 17% год к году, почти до 3,4 тыс. рублей. При этом число покупок снизилось на 3%. Наибольший рост среднего чека наблюдается в несетевых магазинах, в то время как траты на обязательные категории детских товаров оказались стабильными.
Россияне весной активно занимаются спортом, чтобы подготовиться к пляжному сезону и чувствовать себя уверенно в открытой летней одежде. На Авито наблюдается рост продаж спортивной формы и обуви. В 2023 году продажи спортивной формы выросли в 4,5 раза по сравнению с прошлым сезоном, а цены на нее снизились на 22%. Продажи кроссовок выросли в 2,5 раза, а средняя цена составила 4 230 рублей. Домашние тренировки также стали более популярны, и на Авито можно купить спортивные резинки от 250 рублей и коврики для йоги от 400 рублей. Также наблюдается рост продаж спортивных бутылок с эргономичным дизайном и креплениями.
Хорошего дня!
Редактор Retail Today, Игорь Бахарев.

hello@retailtoday.ru
Мы благодарим наших партнеров за поддержку рассылок.
Спонсорство не влияет на редакционный контент.

SEES GROUP © 2023. Все права защищены.
Отписаться от рассылки