Вторник, 21 февраля, 2023
Привет, коллега, вот что тебе нужно знать сегодня за 5 минут 22 секунды
☕ Подписаться или пригласить друга
Законодательство для крупного ритейла
Появились подробности "разового сбора", который в условно-добровольном порядке будут собирать с крупного российского бизнеса.

Важные изменения. Если раньше говорили, что раньше говорили, что речь идёт буквально о считанных сырьевых компаниях с выручкой 50-100 млрд, то теперь его могут распространить на компании со средней прибылью в 2021-2022 годах свыше 1 млрд рублей. Мало того, брать деньги будут вообще со всех компаний, а вот нефтегазовые, напротив, не затронут. Так что тот же WildBerries вполне теперь попадает под критерии.

Также Путин подписал довольно важный для крупного онлайн-ритейла закон, согласно которому владельцы сайтов должны обеспечить наличие программ для анализа аудитории. Если онлайн-магазины не выполняют эту обязанность, то могут быть наказаны штрафами в размере до 30 тысяч рублей для граждан и до 500 тысяч рублей для юридических лиц. Если организация нарушает закон повторно, то ей может грозить штраф до одного миллиона рублей.
IKEA после ухода из России
Группа Ingka начала поиски покупателя более чем на 2 млн кв. м недвижимости в России, включая торговые центры "Мега" и площади магазинов IKEA. По их информации, сейчас идут переговоры минимум с двумя потенциальными покупателями (их имена не раскрываются), но они находятся в начальной стадии. После продажи заводов IKEA эта сделка будет означать полный уход группы из страны.

IKEA наконец-то нашла две компании, которые выкупили три завода производителя в России. Поиск тех, кто достоин перехватить лакомый актив, шел почти год. Покупателями стали производитель кухонных столешниц "Слотекс" и изготовитель пиломатериалов "Лузалес". Продукцию этих предприятий станут реализовывать в отечественных розничных сетях. Сделку уже одобрила Правительственная комиссия.

Яндекс продолжает делать рекламу на "остатках" IKEA, которые компания якобы выкупила ещё летом. И вот внезапно выяснилось, что в доступе маркетплейса оказались шкафы для гостиной и ванной, комплекты мебели для детской, а также многоуровневые гардеробы и стеллажи, в том числе популярные системы хранения Пакс. Которые почему-то всё это время хранились на складе маркетплейса. И вот сейчас компания пускает всё это в оборот. Даже интересно, что там ещё есть на складе, о чём до сих пор не было известно?

Кстати, помните компанию Swed House? Ну, это тот самый белорусский "аналог IKEA", который в начале февраля рассказал об открытии первого магазина на месте ушедшего шведского ритейлера. Теперь компания планирует открыть в 2023 году до 50 магазинов площадью до 300 кв. м в России. Первая точка, как и планировалось, появится в ТЦ "Щелковский" в марте. Компания подписала договор аренды с собственником здания, и переговоры по другим торговым центрам еще в процессе. В магазинах представлено около 40 тыс. SKU, но в течение года планируется увеличить объем до 80 тыс. наименований.

Продукция Swed House - копия икеевской. Ах да, при этом часть конструкций белорусской компании отличается от шведских аналогов, поэтому "говорить о плагиате некорректно", заметил представитель Союза торговых сетей.
Гарри Поттер вновь на коне
Хроника нового витка поттеромании.

Wildberries:
• С 1 по 14 февраля 2023 года число заказов носков и нашивок для одежды с ГП-символикой выросло в четыре раза по сравнению с январем.
• Спрос на тематические карнавальные костюмы увеличился в три раза, а на канцелярию - в 2,5-3 раза.
• Хитом продаж стала волшебная палочка Гермионы Грейнджер из "виноградной лозы".

Ozon:
• Количество поисковых запросов по тематике Гарри Поттера за первые две недели февраля выросло на 11%
• Книги про ГП в топе продаж.
• Самыми интересными товарами из вселенной Гарри Поттера, которые заказывали россияне, стали поваренная книга магических блюд, подвеска "Дары Смерти", перьевая ручка и кашпо для цветов в виде головы Волан-де-Морта.
PepsiCo расширит ассортимент в России
Mash сообщает, что PepsiCo не просто вернет колу на российский рынок, но и предложит её сразу в двух вариантах. Напиток под брендом Evervess Cola поступит в магазины в конце марта. Вкус не будет отличаться от привычного Pepsi, а позиционирование как у "премиального" напитка. Лозунгом будет "бренд Evervess — выбор молодого поколения".

А вторая версия этого же напитка будет называться ""Любимый кола". Сделана исключительно для того, чтобы подкузьмить Coca Cola с её "Добрый кола".Аудитория — люди от 18 до 45. Отличаться будет "сильным вкусом и послевкусием" и "выгодной ценой".
Ритейл в 2022 году
Отчетность "ВсеИнструменты", основные цифры:

• Выручка за год - 84,9 млрд рублей
• Рост выручки на 53,7%
• Продажи в штуках выросли на 63%
• Посещаемость +26%, до 320 млн посещений
• Ассортимент уже 1 млн. товаров (+32% за 2022 год)

Генеральный директор ВсеИнструменты.ру Валентин Фахрутдинов: В условиях трансформации рынка под действием санкций и ухода зарубежных компаний, мы делали акцент на импортозамещение и расширение сотрудничества с китайскими партнерами. В результате у онлайн-гипермаркета увеличилось количество поставщиков: за год появилось более 950 новых партнеров. Сейчас их около 3500.

Сервис экспресс-доставки ВкусВилла, запущенный в III квартале 2021 года, показал серьёзный рост. Количество заказов, доставляемых ежедневно в среднем с помощью услуги экспресс-доставки ВкусВилл, составило примерно 20 тыс. в день в январе -- в 3 раза больше, чем сервис в среднем доставлял в январе прошлого года.

Напомним, что "ВкусВилл" по итогам 2022 года достиг роста продаж на 26%, а онлайн-продаж — на 77%. Активная база уникальных покупателей выросла до 6,6 млн человек в 70 городах России и сотнях населенных пунктов.

"Пятёрочка" подвела результаты работы по развитию собственных торговых марок в 2022 году. Доля СТМ в розничном товарообороте сети выросла с 22,4% в 2021 году до 24,1% по итогам 2022 года. Максимальная доля СТМ была зафиксирована в апреле прошлого года: в середине весны собственные марки обеспечили 25,1% оборота.

Директор по стратегическому маркетингу торговой сети "Пятёрочка" Михаил Ярцев: СТМ - стратегический приоритет для "Пятёрочки". Сегодня среди наших СТМ представлены десятки марок и более 3 тысяч SKU. Это достигается за счет оптимизации логистических затрат, отсутствия дополнительных посредников при производстве и активных инвестиций в рекламу и продвижение.
Самые дорогие бренды игрушек
Согласно новому рейтингу ведущей в мире независимой консалтинговой компании по оценке брендов Brand Finance, Lego уже девятый год подряд оказался самым дорогим брендом игрушек в мире. За год стоимость бренда Lego увеличилась на 24% в годовом исчислении до $7,4 млрд.
Что ещё интересного?
Путин разрешил присоединить Озон-банк к Еком-банку. Обе структуры принадлежат маркетплейсу Ozon. Интересно, что это первый новый банк в России за три года. Интернет-ретейлер с нуля создает новый банк взамен попавшего под американские санкции. Теперь Ozon может реорганизовать банковский бизнес. В конце марта Минфин США снял ограничения по обращению Озон-банка.

Директор по банковским рейтингам агентства "Эксперт РА" Иван Уклеин: для онлайн-ритейла, особенно во время резко возросшего оборота в марте, важна скорость обеспечения международных трансакций. В этих условиях, с учетом чрезвычайно осложнившихся российско-американских отношений, может оказаться проще и быстрее создать новую юридическую оболочку для бизнеса.
Ритейлеры будут снимать с полок товары, которые "похожи до степени смешения" на известные иностранные бренды. Такое соглашение в конце 2022 года подписала Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) и "Русбренд". Отраслевые ассоциации приветствуют начинание, отмечая, что отечественные бренды почему-то не сталкиваются с такой проблемой.
В ЦБ говорят о росте потребительских цен в январе сразу на 0,84%. Кажется мало, но это максимальный месячный прирост с апреля прошлого года. Значительный вклад внесло ускоренное удорожание плодоовощной продукции, а также возобновление роста цен на ряд непродовольственных товаров.
Wildberries запретил продажи БАД без подтверждения подлинности свидетельства о госрегистрации. За последние месяцы маркетплейс вывел с полок более 65 000 наименований витаминов и БАДов.
У PickPoint, похоже, серьёзные проблемы. Компания перестала принимать заявки на отправку посылок из большинства городов России. Фактически, остались Москва, Подмосковье, Санкт-Петербург, Ленинобласть и еще нескольких крупных городов страны. Клиенты жалуются на удлиненные сроки доставки, сломанные и отключенные постаматы в ряде городов. ПВЗ работают на выдачу. Тут надо отметить, что в компании говорят, что работа сети самовывоза восстановлена во всех регионах страны.

Wildberries начал внедрять новый алгоритм расчета скидок и их отображения для покупателей. Если раньше перечеркнутую (первоначальную) "стоимость" товара продавец указывал на свое усмотрение, то теперь она не может быть выше фактической цены товара, по которой он продавался в течение предыдущей календарной недели. При этом для покупателя информация о скидке указывается только в том случае, если она отличается от средней реальной цены, минимум, на 5%.
Затраты ритейла на эквайринг за 2022 год с приличной вероятностью выросли 11%.
Данные Банка России показывают, что в российской торговле и сфере услуг действует около 4 миллионов терминалов для приема платежей. За первые 9 месяцев 2022 года общий оборот по картам в торговле и услугах составил 32 трлн рублей. С учетом средней ставки эквайринга в 2%, торговля за 2021 год заплатила 763 млрд рублей за услугу эквайринга, а за 2022 год эта сумма может составить 853,4 млрд рублей. Это означает рост отчислений от эквайринга на 11% за год.
Ритейлеры будут снимать с полок товары, которые "похожи до степени смешения" на известные иностранные бренды. Такое соглашение в конце 2022 года подписала Ассоциация компаний розничной торговли (АКОРТ) и "Русбренд". Отраслевые ассоциации приветствуют начинание, отмечая, что отечественные бренды почему-то не сталкиваются с такой проблемой.
Киберпреступники выставили на продажу данные российских клиентов интернет-магазина спортивного бренда Puma. Как сообщил Telegram-канал "Утечки Информации", хакеры предлагают дамп интернет-магазина ru.puma.com. Всего утекло 327 тыс. записей зарегистрированных пользователей. Среди "утекших" данных ФИO клиентов, их даты рождения, адреса электронной почты, телефоны, адреса доставки, а также хешированные пароли. Дамп датируется 16 мая 2022 года.

Также в общий доступ выложили базы платежной платформы для ведения онлайн-бизнеса Mandarin. Файлы содержат персональные данные пользователей (включая паспорта, СНИЛС и не только) и информацию о сессиях.
Хорошего дня!
Редактор Retail Today, Игорь Бахарев.

hello@retailtoday.ru
Мы благодарим наших партнеров за поддержку рассылок.
Спонсорство не влияет на редакционный контент.

SEES GROUP © 2023. Все права защищены.
Отписаться от рассылки