Пятница, 27 мая, 2022
Привет, коллега, вот что тебе нужно знать сегодня за 5 минут 7 секунд.
Подписаться или пригласить друга
ЦИТАТА ДНЯ
Глава ЦБ Эльвира Набиуллина о решении Банка России снизить ключевую ставку до 11% годовых: "Кредитно-денежные условия в экономике жесткие, но инфляционные риски заметно снизились"
ТЦ VS Западные бренды
Кабинет министров РФ хочет разрешить торговым центрам разрывать договоры аренды с компаниями, решившими уйти из России.

Генеральный директор Smart Estate Moscow Михаил Петров: уже скоро ТЦ будут расторгать договоры с самыми проблемными брендами.

Первой из них может стать H&M, заявил вице-президент Союза торговых центров (СТЦ) России, Белоруссии и Казахстана Павел Люлин. Решения о расторжении договоров начнут приниматься в ближайшие два месяца, поскольку переговоры с арендаторами на замену закрытым идут уже с марта и стороны уже нашли приемлемые условия.

В последнее время ТЦ переходят с иностранными брендами, которые не работают, на фиксированную плату. Аренду они платят, но это не устраивает ТЦ, потому что трафик посетителей падает.

Между тем, эксперты не ожидают массового прекращения аренды для ушедших из России компаний. Им это просто невыгодно.
Молокопроизводители бьют тревогу
Отечественные производители продукции из молока могут лишиться зарубежных поставок так называемой базы для изготовления сметаны, творога и других товаров. Зависимость российских молочников от импорта составляет порядка 80%.

Директор Центра изучения молочного рынка (Dairy Intelligence Agency, DIA) Михаил Мищенко: санкционные ограничения неизбежно приведут к технологическому отставанию российских переработчиков молока.

Производители вынуждены отказываться от резко подорожавшего белого упаковочного картона и меняют всю линейки упаковки. Тем более что в СМИ появилась информация о том, что компания Tetra Pak приняла решение уйти из России.

Генеральный директор ГК "Молвест" Анатолий Лосев: грядущие изменения непременно скажутся на покупательной способности населения, поэтому мы пересматриваем ассортимент в сторону его "упрощения".

Кстати, из-за дефицита специальных красок и лаков Пискарёвский молокозавод собирается переходить на одноцветную (монохромную) упаковку. Производители соков и детского питания также упрощают упаковку до минималистичности. В частности, "Сады Придонья" снизили количество яблок на упаковке. Компания назвала новый имидж "Лимитированной санкционной коллекцией '2022".
Как меняется спрос
50% посетителей магазинов говорят, что на их потребительские возможности и спрос повлияло изменение цен в магазинах, у 42% снизились личные доходы, 20% не могут больше покупать в любимых магазинах, а 33% изменили приоритеты в покупках.

Конкретные сегменты:

  • В апреле средняя стоимость книг в розничных магазинах выросла на 12–14% в годовом выражении. В то же время спрос на них, по данным "Московского дома книги", сократился более чем на 20%. При этом выросли продажи электронных книг. Впрочем, по данным ВЦИОМ, печатные книги не утрачивают своей популярности. 58% опрошенных читали этой весной именно бумажные книги.
  • Продажи импортного пива в России продолжают резко сокращаться. В марте натуральные продажи сегмента снизились до -9,5% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, а к апрелю опустились сразу до -30,7%.
  • Спрос на российскую органическую косметику вырос на 31% в период с апреля по май 2022 года по сравнению с аналогичным периодом прошедшего года.
  • В России взлетел спрос на кнопочные телефоны: в первом квартале 2022 года их импорт вырос на 43%. В январе-марте в Россию ввезли 10,3 млн телефонов (3,5 млн кнопочных и 6,8 млн смартфонов), и это соответствует объему импорта в 2020 и 2021 годах.
  • Популярность обогревателей в России за год выросла на 63% из-за аномального холода. В Москве отопительное оборудование стали покупать на 54% чаще, в то время как в Санкт-Петербурге – на 20%.
  • А в Ozon сообщают, что за последние недели на маркетплейсе выросли продажи колокольчиков, цветов и школьных фартуков.
Уходим и остаёмся
  • Nike решил не продлевать франчайзинговый договор с российской Inventive Retail Group, владеющей самой большой в стране сетью магазинов бренда. Это означает фактический уход производителя с рынка.
  • Британский производитель одежды Marks & Spencer также окончательно уходит с российского рынка. Бизнес столкнулся с двумя препятствиями: последствиями пограничных проблем с ЕС и прекращением поставок франчайзинговому партнеру. Расходы от принятия такого решения составят более 30 миллионов фунтов стерлингов.
  • re:Store и iPort (официальные ритейлеры Apple в России) продолжают работать, но активно закрывают свои убыточные магазины. На сайте re:Store пишут, что «временно закрыли» восемь магазинов в Москве и часть в регионах. На сайте iPort написали о закрытии четырёх точек в Санкт-Петербурге.
  • Между тем в некоторых торговых центрах заработали магазины французской компании L’Occitane, которая в апреле 2022 года временно приостановила деятельность в РФ. Бутики с люксовыми средствами по уходу и косметикой встречают клиентов под другой вывеской — «Л’Окситан».
  • Председатель Российского совета торговых центров (РСТЦ) Дмитрий Москаленко заявил, что Москва и Анкара вступают в новую фазу переговоров о замене покинувших Россию брендов на турецкие.
Гуси мои гуси
Необычная реклама мягкой игрушки "Гусь Гуссейн" в торговом центре "Дана Молл" вызвала необычный ажиотаж. "Жили у бабуси два веселых гуся, откормила, зарубила, продала и в плюсе", — сообщает рекламный слоган.

Эти гуси бьют рекорды продаж. Песня завирусилась в местном тиктоке и подростки скупают гусей.
Что ещё интересного?
  • ФАС: наценки на базовые товары упали до рекордного минимума за год. Речь идет о наценках на социально значимые продовольственные товары, согласно закону о торговле, таких товаров в РФ чуть больше 20.
  • Яндекс Лавка ввела специальное меню, которое предназначено для самых маленьких клиентов. В частности, в Лавке можно заказать котлеты на палочке, мини-бургеры, печенье в виде игры в классики или шоколадных единорогов с маршмеллоу внутри, которые растворяются в чашке с какао.
  • "Ашан" рассматривает возможность передачи управления бизнесом компании Nhood. Российский офис заверял, что приостанавливать операционную деятельность сети гипермаркетов не планируется.
  • ФАС России удовлетворила ходатайство ООО "Система Телеком Активы" о приобретении производителя минеральной воды "Архыз".
  • Маркетплейсы не имеют права взимать единые штрафы за возврат любого товара, заявили в Роспотребнадзоре. Расходы на доставку возвращенного товара должны быть обоснованными, иметь подтверждение и быть связанными с возвратом каждого конкретного товара по отдельности. Так в ведомстве отреагировали на последние новости о том, что WildBerries начал массово штрафовать клиентов.
  • EBay открывает физический магазин кроссовок. Маркетплейс новых и подержанных вещей eBay открывает в Лос-Анджелесе первый магазин кроссовок, поощряющий сникерхедов, надевающих обувь вне магазина.
  • Петербургская торговая сеть "Реалъ" хочет запустить формат дискаунтеров нового типа. Модель таких магазинов будет отличаться ассортиментом. Компания выделит для дискаунтеров уникальный ассортимент из товаров с низкими наценками, зарабатывая на обороте.
  • X5 собирается уже в скором будущем запустить в Питере сеть дискаунтеров "Чижик". Антимонопольные ограничения, сдерживающие развитие сетей X5, напрямую не влияют на открытие "Чижиков".
  • Минпромторг подготовил рекомендации об организации оптово-розничных рынков и направил их в регионы. Для торговли на таких объектах не нужно будет оформлять ИП или юрлицо, поэтому реализовывать свою продукцию смогут садоводы.
  • МТС начала продавать уцененные и бывшие в употреблении смартфоны. На такие устройства распространяется гарантия, а скидка может достигать 50%.
***
Хорошего дня!
Редактор Retail Today, Бахарев Игорь
Retail Today можно читать в соцсетях
Ежедневная рассылка. Мы выбираем только те новости, которые имеют значение для вас и вашего бизнеса.
Retail Today © 2022, Все права защищены.
Отписаться от рассылки