Среда, 6 апреля, 2022
Привет, коллега, вот что тебе нужно знать сегодня за 4 минуты 34 секунды.
Подписаться или пригласить друга
ЦИТАТА ДНЯ
Губернатор СПб Александр Беглов: "В ближайшее время на прилавках Петербурга станет значительно больше товаров из Белоруссии".
Сети уходят в вынужденный онлайн
Х5, "Магнит", "Дикси", Offprice, Reima, Gloria Jeans, 12storeez и некоторые другие ритейлеры приостанавливают открытие новых магазинов в этом году. Как рассказали "Известиям" источники в сетях, проблема связана с перебоями в поставках оборудования для торговых помещений, например стеллажей, холодильников, кассового оборудования.

Например, "Перекресток" приостановил открытие шести магазинов в торговых центрах, Polaris и "Доктор Столетов" также отказались открывать новые точки, — рассказала глава ритейл-департамента CBRE в России Марина Малахатько.

На этом фоне ритейл массово развивает свою доставку. X5 Group заявила, что пилотный проект оказался удачен, теперь его масштабируют сразу на 60 городов. До конца года планируется привлечь 4000 самозанятых курьеров по всей стране. А "Магнит" начал тестировать в Москве сервис экспресс-доставки товаров за 60 минут силами собственных курьеров.
Как снимают ограничения
"Лента" сняла ограничения на основную часть товаров, которые покупатель может приобрести за один визит в магазинах сети и при заказе онлайн. Это крупы, чай, кофе, сахар, мука, косметика, средства для стирки, туалетная бумага и так далее.

В Казани сети также постепенно снимают ограничения на продажу товаров "в одни руки". Ажиотаж пошёл на убыль, говорят в мэрии города. К примеру, сахар на полках магазинов "лежит уже по 2-3 дня".

А в Питере, например, свои способы бороться с ажиотажем. "О’Кей" поднял стоимость на вторую и последующие упаковки сахара, продаваемые в одни руки. Вопрос, насколько это легально. В "Ленте" вот считают, что такой механизм ценообразования допустим и соответствует требованиям действующего законодательства, поскольку изначально низкая цена является "условием акции".
Где покупают россияне
Эксперты Ромир выяснили, как меняется популярность каналов продаж среди россиян. Во второй половине марта сохраняется тенденция роста популярности хард-дискаунтеров. За три недели их доля в кошельке покупателя увеличилась с 4,7% до 6,1%. С начала марта россияне увеличили объем покупок в несетевой рознице, которая традиционно составляет большую часть кошелька – её показатели ниже, чем год назад, но за три недели выросли с 28,7% до 31%. Параллельно сокращается доля расходов в аптеках.
Маркетплейсы меняют логистику

Ozon с 15 апреля изменит подход к расчёту тарифов за доставку товаров. Маркетплейс отменяет фиксированную плату, взамен введут "универсальную формулу", которая учитывает цену товара и его размеры. Стоимость доставки теперь формируется из двух показателей: процент от цены товара в связке с его габаритами (объемным весом), умноженный на коэффициент региона доставки до покупателя.


А "Яндекс.Маркет", в свою очередь, предложил продавцам продавать товары мелким оптом, по несколько штук. Стоимость ряда услуг "Маркета" с 1 апреля рассчитывается за "квант" товара, а не на "штуку". В компании считают, что это отличная возможность расширить ассортимент.

AliExpress поменял стоимость логистики для продавцов на фулфилменте. Раньше она считалась так: фикс за доставку по весу заказа + фикс за упаковку + хранение (по сложной формуле). Теперь стоимость услуг фулфилмента считается по весу товара, а не заказа.
Западные компании теряют лояльность
С 24 февраля у 15% российских покупателей ухудшилось отношение к зарубежным маркам. Компании, заявившие об ограничении своей работы в России, потеряли привлекательность в глазах покупателей.
Потребители, чье отношение ухудшилось, назвали марки: Coca-Cola - 27%, "Макдоналдс" - 17%, Pepsi - 11%, Danone - 17%, Nestle - 11%, L’Oreal - 9%, P&G - 9%.

Директор группы управления проектами Consumer Panel GfK Алексей Горбатенко: "Интересно, что к ИКЕА, несмотря на уход компании с рынка, люди по-прежнему относятся лояльно. Всего лишь 1% отметили этот бренд, причину пока сложно объяснить".

На этом фоне российский конкуренты западных магазинов растут. Так Hoff нарастил выручку сразу на 70% по отношению к январю, однако уже к середине марта ажиотаж прошел и спрос упал на 15-20%. Об этом рассказал генеральный директор Hoff Максим Гришаков. Интересные цифры роста в регионах, где когда-то была IKEA, но в марте ушла. По словам Гришакова, выручка магазинов в таких городах растёт на 30 процентов больше, чем в регионах, где шведов не было.
Aldi в необычном дизайне
Aldi открыл магазин "Checkpoint Aldi". Всё здесь: все товары, витрины и оборудование оформлено в бело-синих тонах. Магазин назван в честь контрольно-пропускного пункта Чарли, бывшего пограничного перехода между Восточным и Западным Берлином. А оформление стало данью уважения к художнику Гюнтеру Фрухтранку, создателю фирменного стиля сети.
Что ещё интересного?
  • Китайский онлайн-ритейлер Shein хочет привлечь в ходе очередного раунда инвестиций $1 млрд. Как сообщает Bloomberg со ссылкой на источники, деньги может дать фонд General Atlantic. Компанию могут оценить в $100 млрд, что больше совокупной стоимости Hennes & Mauritz AB и Zara Inditex SA.
  • В Совете Федерации выступили с предложением ограничить для магазинов наценку на фермерские продукты. С таким предложение выступил глава комитета СФ по экономической политике Андрей Кутепов. По его мнению, ограничения для торговых сетей для данной категории продуктов должны составлять максимально на уровне 15%.
  • Ритейл снизил зависимость от импорта, говорят в Finexpertiza. Доля импортных продуктов питания на полках упала до 24%. При этом непродовольственные категории все так же более чем на 50% обеспечиваются поставками из-за рубежа.
  • Российскому подразделению Lush хватит запасов продукции на три месяца. Доходы от продажи остатков идут на оплату труда сотрудников. Через три месяца бизнес может сменить название и продаться.
  • На прошлой неделе правительство легализовало "параллельный импорт" товаров. Тогда чиновники утверждали, что разрешат поставлять в Россию в обход правообладателей лишь "отдельные виды" самой необходимой продукции, перечень которой будет определят Министерство промышленности и торговли РФ. позже выяснилось, что стесняться никто не собирается. В перечень вошли вообще все промышленные и потребительские товары и сырье, кроме сельхозпродукции.
  • "Сбер" объявил о будущем "улучшении" подписок "Прайм" и "Прайм+", которое вступит в силу с 11 апреля 2022 года. В нём бесплатную доставку товаров из "СберМаркета" заменят на дополнительные бонусы "СберСпасибо".
  • "ВкусВилл" тестирует доставку из ресторанов. Пока что на двух ресторанах Osteria Mario (ул. Балтийская дом 9 и ул. Пятницкая дом 25). Набор стандартный: пицца, паста, салаты, закуски, горячие блюда и десерты. Всего около 80 блюд. Пока что развозят по близлежащим домам. Но лиха беда начало.
  • "Почта России" начала тестировать автономные почтоматы нового формата. Их можно устанавливать в подъездах жилых домов или на улице. Первые 10 почтоматов начали работать в поселке Отрадное в Московской области. Пилотный проект продлится до конца года.
  • Онлайн-гипермаркету Vprok.ru исполнилось 5 лет. За это время он запустился в 82 регионах страны и открыл 5 дакрсторов. Сегодня сервис обрабатывает более 12,8 тыс. заказов ежедневно против 1,1 тыс. на старте. На приложение сегодня приходится 70% заказов. Сегодня его скачали уже больше 10 млн раз.
  • 11-13 апреля AliExpress проводит распродажу с участием только продавцов из России. Товары можно зарегистрировать только до 8 апреля 10:00 по московскому времени. В акции не активны правило низкой цены и ценовой контроль.
  • В "Перекрёстке" говорят, что уже 38 тысяч сотрудников их супермаркетов прошли обучение с помощью технологии виртуальной реальности! Рост продаж по отдельным категориям, где применялось VR-обучение, достигал 7%, а средний рост торгового оборота превысил 3%.
***
Хорошего дня!
Бахарев Игорь
Retail Today можно читать в соцсетях
Ежедневная рассылка. Мы выбираем только те новости, которые имеют значение для вас и вашего бизнеса. Выходим пять дней в неделю в 10 утра.
Retail Today © 2022, Все права защищены.
Отписаться от рассылки