Вторник, 15 февраля, 2022
Привет, коллега, вот что тебе нужно знать сегодня за 4 минуты 59 секунд.
Подписаться или пригласить друга
Планы правительства на маркировку
Минпромторг разработал проект постановления о проведении эксперимента по маркировке электронных устройств. Эксперимент намечен на период с 1 марта 2022 года по 31 января 2023 года. От маркировки ожидается не только обеление серого рынка электроники, но и контроль за утилизационным сбором, который введут для производителей и импортеров электроники.

В ЦРПТ уверяют, что с идеей о маркировке электроники в сам центр и Минпромторг обратились "участники рынка". Перечень товаров еще не утвержден.

Также Минпромторг выступил за обязательную маркировку некоторых игрушек и товаров для творчества. Эксперимент, предположительно, начнется 1 июня. В ведомстве озабочены растущими объемами контрафакта в сегменте. А участники рынка утверждают, что в этом отношении маркировка оправдает себя только в 4-5 категориях.
Стартовал цветочный сезон
14 февраля начался длинный сезон праздничных продаж. В частности, традиционно растёт спрос на цветы. Но в этом году всё грустнее, чем обычно. В январе в Нидерландах отпускные цены на цветы выросли в годовом сравнении на 27%. Рост цен обусловлен в большей степени увеличением затрат на энергоносители. Нидерланды остаются одним из ключевых поставщиков живых цветов на российский рынок. В 2021 годы объем импортированной продукции составил около 186 млн цветов.

К этому добавляется традиционное сезонное подорожание. В Ассоциации флористов полагают, что оно составит в среднем 10%-15%. Рост цен начался в преддверии выходных. При этом флористы предупреждают, что снижения цен сразу после праздника ждать не стоит. А в комитете Государственной думы по защите конкуренции не видят необходимости в контроле за ростом стоимости цветов перед Днем святого Валентина и Международным женским днем.

Впрочем, это не только российская беда. На цены в Европе значительно повлияли поставки из Нидерландов. Но и в США стоимость букета из дюжины роз увеличилась год к году на 22%. К тому же наблюдается дефицит некоторых видов цветов. Главными причинами цветочного кризиса эксперты считают продолжающиеся проблемы с поставками, нехватку рабочей силы, увеличение цен на энергоносители и плохие погодные условия.

Новости "Пятёрочки"
За последние два года "Пятерочка" организовала сеть из более чем 5 200 собственных пекарен, производящих до 50 различных наименований изделий. В 2021 году сеть реализовала почти 85 тысяч тонн хлебобулочной продукции собственного производства. Самой популярной оказалась сытная выпечка — за прошедший год было приобретено более 17 тысяч тонн продуктов этой категории.

А вот в Ивановской области сразу три "Пятерочки" попали под санкции. Арбитражный суд вынес решение о выплате сетью штрафов в размере 230 тысяч рублей за каждый эпизод торговли просроченными продуктами – более 1 млн рублей в общей сложности. Ивановские общественники в торговых точках обнаружили просроченные торт "Черничное молоко", салат листовой в горшочке и 13 сеток лука-репка.

А УФАС Московской области выявил нарушения закона о рекламе в магазине "Пятерочка". Компания распространяла рекламу устройств для потребления никотинсодержащей продукции в прикассовой зоне. Закон запрещает распространение рекламы любых никотиносодержащих товаров и устройств.

И кстати, о рекламе. "Пятёрочка" запустила первую коммуникационную кампанию, объединяющую более 100 собственных торговых марок. Ядром стал сайт produkti5ka.ru. Параллельно кампания поддерживалась на разных медиа-площадках. В Instagram бренд запустил серию постов "Правила осознанного шопинга". Ритейлер также придумал собственный веб-сериал для TikTok.
Как растёт eCommerce в России
Онлайн-продажи по всему миру увеличились к январю 2022 года в среднем более чем в два раза по сравнению с аналогичным периодом 2019 года. По сравнению с январем 2021 года продажи в сегменте электронной коммерции на глобальном рынке прибавили около 10%.

По данным Росстата, Ozon, Wildberries и Citilink в декабре 2021 года обеспечили 46,3% всех онлайн-продаж в России. В декабре продажи через интернет увеличились на 17,8% по сравнению с ноябрем 2021 г. и в полтора раза год к году. Чаще всего покупали мужскую, женскую и детскую одежду — 13,7% всех онлайн-продаж, компьютеры (6,7%), обувь (5,9%), бытовые электротовары (5,1%).

FMCG: Доля онлайн-продаж на рынке FMCG в России составила 4,8%. В Москве по итогам 2021 года эта цифра приближается к 10%. В декабре 2021 года продажи на рынке FMCG выросли на 11,3%, по итогам года - на 7,5%.

Fashion: По данным "Платформы ОФД", средний чек на одежду и обувь в январе упал на 3% и составил 3352 рубля, несмотря на традиционные посленовогодние распродажи, а объем продаж в офлайн-магазинах снизился на 12% год к году. Одновременно вырос объем продаж в онлайне. Он оказался на 10% выше, чем в 2021 году.

КБТ: Штучные продажи крупногабаритных товаров на Ozon в 2021 году выросли в 2,2 раза. Стройматериалы — на 162%, мебель — на 102%, крупная бытовая техника — на 100%. Рост продаж крупногабарита в онлайне связан с ростом ассортимента и упрощением доставки таких товаров.

Аптечный ритейл
В крупных российских городах с населением свыше 500 тысяч человек число аптек достигло 23,4 тысячи — это на 7% больше, чем в начале 2021 года. А по данным DSM Group, на конец 2021 года в России насчитывалось 64,4 тысячи аптек — на 142 точки меньше, чем в конце 2020 г.

В январе цены на лекарства выросли на 0,16%. При этом стоимость лекарств из Перечня ЖНВЛП в среднем осталась прежней - часть из них незначительно подорожала, а на другие цена была снижена. По отношению к январю 2021 года рост цен составил 4,26%.

Россияне стали активно закупать медицинское оборудование для лечения коронавируса и реабилитации на дому. Продажи категории в штуках в 2021 году выросли на Ozon в 27 раз год к году. В Wildberries также отмечают рост спроса. Оборудование покупают для восстановления после пневмонии или при нетяжелой форме коронавируса с поражением легких менее 10%.

По данным Pharma-Q, дополнительные покупки при получении лекарств, заказанных в интернете, в аптеке происходят в четверти случаев (25%) по собственному выбору покупателя, а в 22% случаев - по рекомендации сотрудника аптеки. В 53% случаев покупатель забирает онлайн-заказ без дополнительных покупок в аптеке.
Сладости 3D
"Азбука вкуса" и лаборатория 3D Bioprinting Solutions установили в гастрокорнере супермаркета на Новой Риге (3D-фудпринтер для печати сладостей. В настоящий момент для печати используется вареная сгущенка, но партнеры ведут разработки нового специального ганаша для печати. В планах — добавить для покупателей возможность предложить свой макет рисунка.
Что ещё интересного?
  • Wildberries запустил продажи в Узбекистане. Это 20-я по счету страна присутствия онлайн-ритейлера. Сумма инвестиций в запуск на новом рынке не раскрывается. На новом для себя рынке компания будет продавать около 20 млн наименований товаров от российских и международных брендов и в дальнейшем будет расширять ассортимент.
  • Группа М.Видео-Эльдорадо запустила проект "One Swipe Offer", приуроченный к 14 февраля – Дню всех влюбленных и Дню компьютерщика. Группа использует дейтинг-механики для рекрутинга программистов в популярных сервисах знакомств и в Telegram. Уважение к личным границам и целям дейтинг-сервисов пройдет красной нитью через весь проект.
  • По данным Infoline, доля ста крупнейших компаний на рынке продуктовой розницы в России впервые превысила отметку в 50%. При этом на топ-10 игроков в продуктовом ритейле уже приходится 37,7% рынка. В него вошли "Магнит" с долей 9,9%, X5 Group (12,7%), Mercury Retail Group ( 5,8%), "Лента" (2,3%), "Светофор" (1,7%), "Ашан" (1,3%), Metro (1,1%), "ВкусВилл" (1,0), "О'Кей" (1,0%) и "Монетка" (0,8%).
  • YouTube внедрит функцию телемагазина с возможностью прямых продаж из видеороликов и прямых эфиров до конца 2022 года. Тестирование новой функции на YouTube проводится с лета 2021 года. В планах компании также стоит развитие новых сервисов на основе технологий NFT, которое откроет пользователям новые возможности для заработка.
  • Согласно исследованию Аналитического центра НАФИ, лидерами по уровню потребительской лояльности являются торговые онлайн-площадки, которые специализируются на одежде и аксессуарах, а также на товарах для дома и ремонта. В аутсайдерах интернет-магазины и маркетплейсы, где представлены в основном электроника и товары повседневного спроса.
  • По данным "Эвотор", средний чек покупки ювелирных изделий составил в феврале 5553 рубля, что на 30% больше, чем в прошлом году. Средний чек на изделия из золота вырос на 5% до 11255 рублей, а серебряных украшений ― на 23% до 2685 рублей . При этом среднее число покупок в российских ювелирных магазинах в начале февраля 2022 года снизилось на 16% год к году.
  • По данным Ghost Data, с июня по октябрь 2021 года было выявлено более 26 000 активных учетных записей продавцов контрафакта, зарегистрированных в Facebook и еще 20 000 в Instagram. Около 65% учетных записей, обнаруженных в 2021 году, были зарегистрированы в Китае, 14% — в России и 7,5% в Турции.
  • В Казани по решению Ново-Савиновского суда уничтожили 3 454 единицы контрафактных образцов одежды, обуви и аксессуаров. Продукция хранилась и продавалась в одном из казанских магазинов, а еще через страницу в социальной сети. Возбуждено уголовное дело по статье о незаконном использовании средств индивидуализации товаров.
  • Delivery Hero представила результаты 2021 года и они оказались выше собственных прогнозов компании. Тем не менее, акции немецкого сервиса доставки упали на 9%. Причиной тому, стал прогноз на 2022 год. Ранее Delivery Hero планировала выйти к этому времени на точку безубыточности, но теперь снова заявила, что останется в минусе.
***
Хорошего дня!
Бахарев Игорь
Retail Today можно читать в соцсетях
Ежедневная рассылка. Мы выбираем только те новости, которые имеют значение для вас и вашего бизнеса. Выходим пять дней в неделю в 10 утра.
Retail Today © 2020, Все права защищены.
Отписаться от рассылки