Пятница, 4 февраля, 2022
Привет, коллега, вот что тебе нужно знать сегодня за 5 минут 20 секунд.
Подписаться или пригласить друга
Отчетности крупного ритейла
Суммарный оборот "AliExpress Россия" за прошедшие 12 месяцев увеличился на 46% и составил 306 млрд рублей, а продажи локального бизнеса достигли 110 млрд рублей. Средний чек вырос более чем на 20%, а общее количество заказов достигло 309 млн штук. Общее число уникальных покупателей на платформе достигло 28,7 млн.

По итогам 2021 года показатель GMV Ozon вырос более чем на 125%, составив 445 млрд рублей. Количество заказов увеличилось на 200% год-к-году и превысило 220 млн. Доля маркетплейса в общем GMV в 2021 году составила 65%. Ozon окончательно превратился в полноценную онлайн-платформу: за 2 года доля продаж продавцов выросла почти в 4 раза, в 2019 году она составляла 17%.

Общее число точек выдачи заказов, открытых по франшизе Wildberries, по итогам 2021 года превысило 8,5 тысяч, а их общий оборот составил около 81,5 млрд руб. В декабре 2021 года этот показатель обновил исторический максимум, достигнутый в ноябре 2021 года. За месяц продажи владельцев партнерских пунктов выдачи составили 25,5 млрд руб., что на 41% больше показателей ноября 2021 года.

Общий оборот KazanExpress за 2021 год вырос на 542% до 9 млрд рублей (не включая услуги). Количество заказов на площадке увеличилось на 470%, до 14 миллионов за год. Число ПВЗ за год возросло с 73 до 450. Рекордное число - 1 822 заказа - было выдано 15 ноября в одном из казанских ПВЗ.

H&M сообщила о большем, чем ожидалось, (на 64%) скачке квартальной прибыли и увеличении инвестиций с целью удвоения продаж к 2030 году. Расходы будут сосредоточены в таких областях, как технологии, цепочка поставок, возобновляемые источники энергии и экологически чистые материалы.
Что покупают россияне
Продукты: Больше всего в 2021 году в России покупали хлеб, мясо, сыр, кофе, молоко. Мясо в 2021 году покупали на 7% чаще, чем в 2020 году. Хлеб в минувшем году покупали на 14% реже, чем в 2020-м. Покупки сыра в прошедшем году уменьшились относительно 2020 года на 8%. Кофе - на 13% чаще.

БТиЭ: По данным "AliExpress Россия", с начала года продажи стиральных машин увеличились в пять раз, холодильников и духовых шкафов - в 4,4 раза, посудомоечных машин - в 2,6 раза. В "Ситилинке" категория "Электрика и освещение" выросла год к гроду на 217% в количестве заказов с 21 по 24 января. В Ozon продажи мелкой бытовой техники увеличились в январе на 79% год к году, крупной - на 47%.

Книги: В прошлом году продажи электронных книг выросли на 34% до 11 млрд рублей. Сегмент аудиокниг за тот же промежуток времени вырос на 43% и превысил 3,2 млрд рублей. А размер рынка пиратских книг в прошлом году оказался порядка 2-3 млрд рублей. В результате продавцы электронных книг недополучили почти четверть доходов из-за растущего пиратского рынка. Однако это не помешало "ЛитРес" увеличить в прошлом году выручку на 30%.

По данным "Эксмо-АСТ", в России на 53% выросли продажи книг по эзотерике. В 2020 году продажи в этой категории росли только на 13%. При этом одновременно падают продажи религиозных книг. В "Альпине Паблишер" продажи литературы о психологии и позитивном мышлении в 2021 году выросли на 46%. В Ozon штучные продажи книг по эзотерике выросли на 20%.
Экологические новости
Группа "М.Видео-Эльдорадо" в 1,5 раза (до почти 1 550 тонн) увеличила объем собранных на утилизацию техники (от покупателей и собственной) и батареек. Компания также запустила сбор упаковки и вторсырья, сортировку отходов, фандоматы по приёму алюминиевых банок и пластиковых бутылок, утилизацию устаревшего и неиспользуемого металлического торгового оборудования.

Итальянский дом моды Dolce & Gabbana отказывается от использования натурального меха в коллекциях. Компания планирует полностью перейти на искусственный мех уже в 2022 году. При этом Dolce & Gabbana продолжит сотрудничать с мастерами по выделке мехов, чтобы сохранить рабочие места.

"Пятёрочка" начала переводить магазины на возобновляемые источники энергии. Первым регионом стала Карелия, сеть заключила договор на приобретение электроэнергии с гидроэлектростанций для части магазинов. На начальном этапе "зелёная" энергия составит 17% от общего объёма потребления магазинами в республике, до конца года - 25%.

Итальянский люксовый бренд Moncler к 2023 году полностью откажется от натурального меха. Новость появилась одновременно с другим заявлением бренда - запуск новой коллекции "Born to Protect", которая отражает "стремление бренда защитить планету и создать лучшее будущее для всех".

Итальянский модный дом Valentino запустил проект Open for a Change, направленный на достижение целей устойчивого развития. В производстве новой партии кроссовок Open и Rockstud Untitled применялся материал на основе кукурузных волокон, а также переработанные полиэстер и нейлон.
Открытия в столицах
В первой половине 2022 года в Останкинском районе столицы откроется многофункциональный комплекс "Солнце Москвы". Точкой притяжения станет колесо обозрения. Территория МФК занимает 33 тысячи м² и включает, в том числе, два этажа закрытых пространств площадью около 26 тысяч м², где разместятся кафе, рестораны, кинотеатр, магазины продуктов, одежды, электроники и детских товаров.

Основатель "Булочных Ф. Вольчека" Филипп Вольчек в смежных со своими пекарнями помещениях он начнет открывать лавки по продаже овощей и фруктов. Пилотная точка откроется в помещении в Санкт-Петербурге. Инвестиции в открытие одной торговой точки оцениваются в несколько сотен тысяч рублей. Под фруктовые лавки подойдут помещения площадью до 50 м².

Торговый центр "Солнечный" в Москве ждет обновление состава арендаторов. В ходе реконцепции в районном ТЦ также планируется обновить интерьеры и фасад и сделать комфортные зоны отдыха для посетителей. Реконцепция будет проведена поэтапно в 2022-2023 годах и не предполагает закрытие ТЦ для посетителей.
Новые услуги и сервисы
Visa запустила в России онлайн-сервис рассрочки. Эквайринг осуществляет "Альфа-банк". Непосредственно в момент онлайн-покупки и без дополнительного обращения в банк покупатель может оформить рассрочку без заявок и заполнения дополнительных документов.

Marks and Spencer станет первым крупным британским ритейлером, запустившим сервис "живых покупок", в котором лидеры мнений помогают моделировать наряды в прямом эфире. Трансляции будут проводиться еженедельно. M&S рассчитывает привлечь таким образом молодое поколение покупателей.

"Ситилинк" (принадлежит группе Merlion) запустил новый проект для юридических лиц по установке техники, монтажу электрики и сантехники, а также сборке мебели. В дальнейшем перечень услуг будет расширяться. В настоящий момент предложением могут воспользоваться организации, расположенные в Москве и Санкт-Петербурге.

В Великобритании Decathlon в сотрудничестве с платформой Hiretreet запустил услугу аренды одежды для зимнего спорта. Взять один предмет напрокат на четыре дня можно за £15. Специально запущенная для сервиса коллекция Decathlon Hiretreet состоит из 18 линеек лыжных и походных курток и брюк.
Суды и штрафы
В московском ТЦ "XL" проверка выявила ряд нарушений противопандемийных мер. За нарушения ТЦ грозит штраф в размере до 300 тысяч рублей. В случае, если был причинен вред здоровью человека, штраф может быть увеличен до 1 млн рублей. Также решением суда может быть принято постановление приостановить деятельность ТЦ на срок до 90 суток.

Компания "Деловой центр", владелец торгово-развлекательного комплекса Ultra в Уфе, проиграла очередное судебное слушание по делу об отмене арендной платы за землю на период существенного снижения выручки в пандемию. Суд отказал в удовлетворении требований в сентябре 2021 года, а затем решение осталось в силе по итогам заседания апелляционной инстанции.

По решению суда, "Перекресток" выплатит компенсацию в размере 17 500 рублей покупательнице из Москвы. Истец приобрела в одном из магазинов торговой сети просроченные продукты, однако обнаружила это дома. Вернувшись в магазин, женщина получила возврат денежных средств, но в дополнительной компенсации ритейлер отказал. Суд стал на сторону покупательницы.

"Золотое яблоко" будет оштрафована на сумму до 500 тысяч рублей за нарушение закона "о рекламе" решением Челябинской УФАС, признавшей недостоверным рекламный видеоролик ритейлера. Текст "Для девчонок Эппл Голд - это как для пчелок мед. Ну и ассортимент там лучший в мире, если что" посчитали нарушающим законодательство.

Лицензионные и дистрибьюторские сделки Pierre Cardin с немецким производителем одежды Ahlers могут нарушать правила Евросоюза в отношении электронной коммерции и трансграничных продаж, посчитали антимонопольные органы ЕС. Еврокомиссия начала расследование на предмет возможных нарушений правил конкуренции.
Как доставляют товары в России: аналитика Data Insight
По данным Data Insight, за 2021 г. в России было доставлено 1 570 млн отправлений - на 78% больше, чем в 2020 г. 75% посылок приходится на собственные логистические службы магазинов. Самым популярным каналом доставки остается самовывоз: в 2021 году 82% заказов было доставлено самовывозом.

Что ещё интересного?
  • В этом и прошлом году в акции "Киберпонедельник" участвовало примерно одинаковое количество магазинов, при этом их оборот вырос на 50%, а средний чек - на 30%. Обороты в категории "Электроника и бытовая техника" выросли на 65% по сравнению с прошлогодней распродажей, в категории "Одежда и обувь" - на 64%, в категории "Товары для дома и дачи" - на 40%.
  • Lazada опубликовала "Индекс доверия к цифровой коммерции" в Юго-Восточной Азии. Он оставался высоким в течение 2021 года. Несмотря на то, что в последнем квартале года наблюдался возврат посетителей в физические магазины, 47% онлайн-продавцов заявили, что в тот же период их продажи выросли более чем на 10%.
  • По данным Knight Frank, 2021 году объем сделок со складами в России составил 4,56 млн м² - это рекордный показатель за всю историю. При этом вырос спрос на склады за пределами Москвы и Санкт-Петербурга. Более половины сделок (51%) пришлось на строительство под заказ будущего арендатора (built-to-suit). Чуть более трети - на аренду готовых складов. 13% складских площадей было продано.
  • Ozon ищет субарендаторов на офисные помещения в коворкинге Business Club и бизнес-центре "Искра-парк". Ранее планировалось, что в "Искра-парке" на площади 23 тысячи м² разместится три тысячи сотрудников, а в Business Club на площади 24,6 тысячи м² - три с половиной тысячи. Однако в компании решили пока не расширять штат.
  • Ювелирная сеть ADAMAS планирует открыть три новые торговые точки до конца марта. Две из них появятся в Москве, в торговых центрах Prime Plaza и "Павелецкая плаза". Третья - в Казани, в ТЦ Kazan Mall. В компании отмечают, что в 2022 г. делают ставку на экспансию в перспективных торгово-развлекательных центрах России.
  • Согласно рейтингу наиболее активно обсуждавшихся в соцсетях ритейлеров, составленному Brand Analytics, в тройку лидеров стабильно входят AliExpress, Ozon и Wildberries, при этом разрыв среди участников становится все меньше - у Ozon и Wildberries почти двукратно увеличилось количество упоминаний за год до 4,9 млн и 4,5 млн соответственно, а AliExpress стали упоминать реже по сравнению с 2020 годом.
  • Melon Fashion Group проводит кампанию по мотивации сотрудников с передачей части акций в форме вознаграждения. Премированы будут сотрудники, проработавшие в компании не менее двух лет. В рамках кампании акции Melon Fashion Group получат около 1400 человек. В каком размере будут распределены акции компании между сотрудниками, не уточняется.
  • Продажи смартфонов китайского бренда Huawei снизились по итогам 2021 года на 81,6% под давлением со стороны санкций США. По данным консалтинговой компании Omdia, всего за прошедшие двенадцать месяцев было продано около 35 млн устройств. Доля Huawei на рынке смартфонов в результате падения продаж сократилась с 15% до 3%.
  • Банк непрофильных активов "Траст" станет владельцем 13 объектов, в которых ранее располагались супермаркеты торговой сети Billa. Кредитная организация добилась продажи помещений в рамках взыскания долгов с их владельца, Retail Chain Properties. Речь идет о помещениях суммарной площадью около 30 тысяч м², которые после сделки с Billa арендует "Лента".
***
Хорошего дня!
Бахарев Игорь
Retail Today можно читать в соцсетях
Ежедневная рассылка. Мы выбираем только те новости, которые имеют значение для вас и вашего бизнеса. Выходим пять дней в неделю в 10 утра.
Retail Today © 2020, Все права защищены.
Отписаться от рассылки