Пятница, 28 января, 2022
Привет, коллега, вот что тебе нужно знать сегодня за 4 минуты 50 секунд.
Подписаться или пригласить друга
Конфликт "Ашана" с поставщиками докатился до Франции
Конфликтная ситуация, сложившаяся вокруг российского подразделения "Ашана" и контрагентов ритейлера, дошла до головного офиса компании во Франции. Свое обращение в Auchan Group направила ассоциация "Руспродсоюз". Участники рынка отмечают, что в текущих условиях работа с ритейлером является "чрезвычайно рискованной".

Ранее Auchan выставила ряду компаний штрафы за нарушения при поставках, которые впоследствии согласилась списать, но не сделала этого. Летом "Руспродсоюз" попросил российское отделение "Ашана" вмешаться в ситуацию со штрафами.

С 2022 года сеть усилила контроль за исполнением заказов по промо, введя штрафы в 100% от недопоставленной партии. В "Ашан" говорят, что норма соответствует КДП, который предполагает, что размер санкций должен соответствовать размеру потерь. До этого отсутствие подобного штрафа в 2021 году систематически приводило к крайне низкому уровню поставок таких товаров (60-70-80%) со стороны ряда участников "Руспродсоюза" при зафиксированном обязательстве 98%.

Гендиректор "Infoline-Аналитики" Михаил Бурмистров: Auchan начала активно инвестировать в промо и намерена активизировать это в текущем году. Штраф в 100% за недопоставку нацелен на то, чтобы поставщики при формировании дефицита в первую очередь направили товар Auchan, а не другим сетям, хотя такие санкции и выглядят чрезвычайно жесткими.
Пиво не подорожает
ФАС, Минфин и Минпромторг не одобрили введение в России минимальной розничной цены (МРЦ) на пиво. В ведомствах считают такую меру избыточной и преждевременной. В ФАС отметили, что в настоящих экономических условиях подорожание пива может не только снизить покупательскую способность граждан страны, но и привести к "переориентированию спроса на крепкий алкоголь".

При этом Минфин повысил минимальные цены на крепкий алкоголь - водку, бренди и коньяк, следует из опубликованного ведомством приказа. Минимальная розничная цена на водку (бутылку объемом 0,5) выросли с 243 руб. до 261 руб., на бренди - с 324 руб. до 348 руб., на коньяк - с 446 руб. до 480 руб.

Продажи спиртного в России:

Россияне в 2021 году купили 18,4 млн декалитров (дал) шампанского, что на 6,9% больше, чем в 2020-м, сообщает Национальный союз защиты прав потребителей. В декабре продажи увеличились на 2,3%, до 4,7 млн дал. Наибольшими темпами продажи слабоалкогольных напитков крепостью не более 9 градусов. За год они увеличились на 55,4%, до 11 млн дал, в декабре - в 2,6 раза, до 2,1 млн дал.

В Татарстане, в регионах упали продажи крепкого алкоголя местного производителя "Татспиртпром", что напугало правительство республики. Госалкогольинспекция намерена стимулировать открытие в небольших деревнях магазинов с алкоголем "Татспиртпрома" по минимальным ценам.
Отчётности крупного ритейла
Продажи "Ленты" в 2021 году увеличились в годовом сравнении на 8,6% и составили 483,6 млрд рублей. Розничная выручка увеличилась на 8,8%, до 475,8 млрд рублей. В онлайн-каналах продажи возросли на 208%, до 19,3 млрд рублей. Общее число заказов увеличилось за год на 221%, до 10,4 млн. Сеть увеличилась на 364 магазина.

"М.Видео-Эльдорадо" по итогам прошлого года увеличила годовой оборот на 13,1%, до 570,7 млрд рублей. Общие онлайн-продажи компании выросли на 28,8% до 386,9 млрд рублей (с НДС), достигнув доли в 67,8% от общих продаж группы. Компания также нарастила до 45% от общего числа заказов количество тех, которые выдаются или доставляются клиентам за 15 минут.

Продажи "Детского мира" по итогам 2021 года увеличились на 16,9% и составили 184,3 млрд рублей. Выручка онлайн-каналов продаж выросла на 39,1%, до 54,0 млрд рублей. Доля онлайна в общей структуре продаж достигла 30,8%.Чистая выручка ритейлера увеличилась на 15,0%, до 164,3 млрд рублей. Продажи собственных торговых марок и прямого импорта в России выросли на 1,7 п.п., до 46,2%.
Экология прежде всего
Экологический союз представил экологический стандарт для магазинов, который подходит для онлайн и офлайн ритейла. Его комплексные требования направлены на развитие экоассортимента и внутренних зеленых закупок, снижение потребления ресурсов, увеличение переработки отходов, повышение экологической грамотности сотрудников и покупателей, а также на предоставление социальных услуг.

"Яндекс. Еда" перестала добавлять по умолчанию пластиковые приборы в заказы из ресторанов и кафе. Теперь заказы будут приезжать с вилками и ложками, только если пользователи сами укажут нужное число приборов. Это позволит заметно сократить количество пластика в заказах, чтобы он не попадал в окружающую среду.

Углеродные выбросы Ikea снизились в 2021 году на 6% в связи с этим компания объявила, что собирается достигнуть углеродной нейтральности к 2030 году. В то время как воздействие материалов на климат продолжало увеличиваться, общее сокращение выбросов произошло в основном за счет использования возобновляемых источников энергии и увеличения доли продаж более энергоэффективных лампочек и продуктов питания на растительной основе.

В Канаде к 2025 году Ikea собирается обнулить углеродные выбросы в своей логистике. Автопарк доставки из интернет-магазина компания заменит на 30 грузовиков на электродвигателях. Первый электрофургон компании Bolt уже начал развозить заказав Британской Колумбии, Квебеке и Онтарио.
Что как покупают
Общее количество покупок в 2021 году в России выросло на 49%, а сумма - на 51% по сравнению с теми же показателями годом ранее. При этом в онлайне эти показатели снизились на 2% и на 4% соответственно. Доля электронной торговли в общем эквайринге за 2021 год заметно снизилась и составила 48%, тогда как в 2020-м была равна 59%.

По сегментам:

  • Техника. Покупательский спрос на ноутбуки и компьютеры увеличился в начале 2022 года в 2,7 раза. Общее число заказов техники в период с 1 по 23 января увеличилось на 175% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Продажи ноутбуков увеличились в годовом сравнении на 337%.
  • DIY: Жители России потратили в прошлом году на ремонт и технику массу денег. Сумма одной покупки варьировалась от 10 до 20 тысяч рублей. 23% больше всего тратились на ремонт в прошлом году.
  • Крупы. За последние полгода спрос на гречневую крупу и овсянку вырос на 60% год к году, на мясо - на 51%, на свинину - на 74%, на сгущенное молоко - на 64%. Россияне на 57% чаще покупают в интернете туфли и ботинки, на 47% - сумки, на 43% - пиджаки, костюмы и брюки.
  • Лекарства. Суммарный объём розничных продаж ветеринарных лекарственных препаратов через крупнейшие маркетплейсы России по итогам 2021 года составил 727,6 млн рублей в розничных ценах с НДС. Продажи в минимальных единицах дозирования (МЕД) выросли в 2,5 раза, всего же маркетплейсы реализовали 5,1 млн МЕД ветпрепаратов.
  • Ювелирка: По данным "AliExpress Россия", за IV квартал 2021 года спрос на ювелирные украшения от российских продавцов вырос в 2,5 раза год к году. При этом самыми привлекательными стали изделия из серебра и серебра с позолотой. Сильнее всего вырос спрос на цепочки от российских продавцов - он увеличился в 5,6 раза.
  • Зимние товары: Самыми покупаемыми категориями зимних товаров в России в январе 2022 стали зимняя одежда (380%) и спецодежда (191%), ледорубы (155%), автохимия (99%), сезонные спортивные товары (47%), чехлы и накидки для автомобиля (27%).
Crocs выходит в NFT
Пять эксклюзивных цифровых дизайнов сабо, разработанных совместно с Crocs, вошли в новую коллекцию Egonimati французского бренда Egonlab. Выпущенные в рамках коллекции сабо Crocs будут проданы с аукциона в виде NFT. Культовую модель на платформе в черном и розовом цвете, украшенную кристаллами Swarovski, можно будет приобрести до 30 января.

Недавно Crocs отправила заявку на регистрацию товарного знака на рынке NFT. На данный момент заявка ожидает рассмотрения. Она должна быть передана уполномоченному лицу примерно через полгода с момента подачи. Регистрация товарного знака предназначена для охвата сегмента цифровых активов, цифровых предметов коллекционирования.
Что ещё интересного?
  • АКИТ и РАЭК обратились с письмом к премьер-министру Михаилу Мишустину с просьбой не принимать без обсуждения с отраслью законопроекты по ужесточению регулирования онлайн-торговли. В организациях в первую очередь возмутились тем, что продавцы несертифицированных товаров в этом случае оказываются в том же положении, что и пропагандисты самоубийств и распространители наркотиков.
  • В январе стартовали продажи брендов OR Group на "Яндекс.Маркете" по схеме отгрузки товаров со складов продавца (FBS). Сейчас на интернет-витрине представлено более 400 SKU из категорий обувь и верхняя одежда. Компания планирует в феврале расширить ассортимент до 1500 позиций. В ближайшее время компания намерена увеличить количество SKU на интернет-площадке в 3,5 раза.
  • "Лента" автоматизировала печать ценников для торговых залов. Решение позволило компании сэкономить время сотрудников магазинов и повысить лояльность покупателей. Система учитывает остатки, группирует ценники по ценам, группам товаров и местам их расположения. Кроме того, в интерфейсе можно настроить другие параметры.
  • По данным "МегаФон", смарт-часы заняли 58% рынка, впервые опередив фитнес-трекеры. За год доля умных браслетов снизилась с 61% до 42%.С января по декабрь россияне приобрели 6,2 млн умных часов и фитнес-трекеров на общую сумму 56,8 млрд рублей, что выше по сравнению с 2020 годом на 25% в натуральном выражении и 51% в денежном.
  • Boohoo решила реабилитироваться после скандала из-за поставщиков-эксплуататоров и запустила собственную фабрику по пошиву одежды. Производство в помещении площадью свыше 2 тысяч м² создаст около 180 рабочих мест в Лестере и сможет производить до 25 000 предметов одежды в неделю.
  • Puma и логистическая платформа PLT заключили долгосрочный договор на аренду складских помещений площадью 26 000 кв. м в логистическом комплексе "PLT Чехов". Консультантом сделки выступила Knight Frank. Выбранный объект позволит ретейлеру обеспечить себе комплексную логистическую поддержку и качественное обслуживание магазинов Московского региона.
  • "ВкусВилл" вышел в Архангельск, открыв магазин площадью 273 м². Ассортимент новой точки аналогичен ассортименту других магазинов сети. С 26 января в городе заработала доставка от "ВкусВилла". В компании отметили, что Архангельск - первый город, где открытие магазина вызвало настоящий ажиотаж среди местных жителей.
  • Онлайн-ритейлер Fashion Nova должен будет выплатить $4,2 млн американской Федеральной торговой комиссии (FTC). Штраф был наложен из-за того, что компания скрывает на своем сайте отзывы с рейтингом менее четырех звезд. Представители Fashion Nova утверждают, что компания "немедленно и добровольно устранила проблемы с обзорами на веб-сайте, как только узнала о них", еще в 2019 году.
***
Хорошего дня!
Бахарев Игорь
Retail Today можно читать в соцсетях
Ежедневная рассылка. Мы выбираем только те новости, которые имеют значение для вас и вашего бизнеса. Выходим пять дней в неделю в 10 утра.
Retail Today © 2020, Все права защищены.
Отписаться от рассылки