Понедельник, 29 ноября, 2021
Привет, коллега, вот что тебе нужно знать сегодня за 5 минут 4 секунды.
Подписаться или пригласить друга
Ярмарки вернутся в Москву
Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что нынешней зимой в городе возобновится проведение уличных фестивалей, а также заработают новогодние ярмарки и катки. Он также отметил, что фестивали полноценно вернутся в столицу с окончанием пандемии коронавирусной инфекции.

Между тем, Северная Осетия стала первым в России регионом, проголосовавшим против принятия законопроекта о введении QR-кодов в общественных, в том числе и магазинах. В ходе голосования в Парламенте "за" проголосовали 30 депутатов из 70, "против" - 12. Однако после голосование провели повторно и 44 депутата поддержали законопроект.

Требование QR-кодов в торговых центрах отменили власти Тулы. В Нижнем Новгороде послабления получили общепит, кинотеатры, музеи, фитнес и бани, библиотеки, гостиницы. ТЦ в список, увы, не попали. А в Санкт-Петербурге отложили ввод системы QR-кодов в ТРЦ. Согласно новому решению правительства города, QR-коды будут введены в торговых центрах, а также отелях города с 27 декабря 2021 года.
"ВкусВилл" отказывается от офлайна и IPO
"ВкусВилл" откажется от активной экспансии и перестанет открывать новые магазины в Москве. Основатель и главный акционер ритейлера Андрей Кривенко считает, что супермаркет - формат прошлого, которым компания "больше не занимается". "ВкусВилл" намерен сфокусироваться на открытии дарксторов и развитии онлайн-канала продаж. В регионах ритейлер будет открывать классические магазины по одной-две торговых точки.

"ВкусВилл", готовящаяся к IPO на NASDAQ и Московской бирже, может отказаться от этой идеи и привлечь стратегического инвестора. По словам Кривенко, в компании рассматривают все варианты развития компании, в том числе, привлечение стратегического партнера.

Руководитель также признал неудачным эксперимент с открытием магазина торговой сети в Амстердаме. Компания планирует пересмотреть ассортимент и предложение в нидерландском магазине.

Андрей Кривенко:
"Те продукты, которые выбирает "Вкусвилл", [в Нидерландах] едят только старики, а молодежь их избегает. Возможно, нам придется менять составы: например, заменять масло на маргарин. Около 30% молодых англичан и европейцев уже не пьют натуральное молоко, только растительное".
"Магнит" выкупает казанскую сеть
"Магнит" приобретает права аренды на магазины региональной сети "Эдельвейс" в Казани. Согласно достигнутым договоренностям, "Магнит" получит 56 магазинов суммарной площадью около 25 тысяч квадратных метров. Сделка позволит федеральному ритейлеру укрепить свои позиции на местном рынке с открытием 67 новых магазинов - 50 в формате "у дома", 14 магазинов косметики и 3 дискаунтеров.

Между тем, ФАС направила предупреждения "Магниту" и "Пятерочке" с требованием снизить необоснованно завышенные розничные цены на продукты в Курской области. Срок исполнения выданных предупреждений - 10 дней с момента получения. Ведомство взяло ситуацию на особый контроль.
Что сегодня стоит продавать?
По данным "Авито Работы" и финтех-компании "Деньги Вперед", 70% россиян тратят большую часть дохода на продукты. В десятку наиболее популярных расходных статей также вошли одежда и обувь (19% респондентов), расходы на интернет и телефон (15%), обслуживание автомобиля, транспортные расходы и покупки для дома (бытовая техника, мебель и др. - по 14%).

Доля продаж товаров повседневного спроса со скидками в III квартале 2021 года пережила самое резкое снижение за последние пять лет наблюдений NielsenIQ и составила 49% в денежном выражении. В группе непродовольственных категорий наблюдается похожий тренд и уменьшение среднего размера скидки более чем на 1 п.п. до 28,6%.

По данным NielsenIQ, с января по август 2021 года продажи пива увеличились на 2% год к году и достигли 3,4 млрд л. Ключевыми драйверами рынка стали жаркая погода и рост популярности импортного и безалкогольного пива. При этом спрос на другие категории алкоголя сократился: продажи водки снизились на 2,5% в натуральном выражении, игристого вина - на 11%.

По данным ритейлеров, продающих электронику, Samsung вернулся на первую строчку по продажам смартфонов на российском рынке. По итогам октября 2021 года доля бренда на рынке достигла 34,5%. При этом по итогам всего третьего квартала в количественном выражении на рынке лидирует Xiaomi.

Apple, в свою очередь, в ноябре потеряла долю рынка по штучным продажам в России - по подсчетам аналитиков, она снизилась с 14,5% до 11%. Это произошло на фоне дефицита с поставками. Причем не хватает как смартфонов последнего поколения iPhone 13, так и устройств прошлогодних линеек, на которые переключились покупатели.
Технологии в ритейле
Adidas создает свою метавселенную. Бренд начал сотрудничать с криптокомпанией Coinbase. adiVerse (так Adidas назвал свое цифровое пространство) будет разработана в рамках метавселенной The Sandbox. Производитель даже купил часть локации в игре.

DTC Model No, компания, печатающая мебель на 3D-принтерах, открывает свой первый розничный магазин. Ранее продукция по индивидуальным заказам продавалась только через интернет-магазин. Поп-ап появится в Беркли, штат Калифорния. Само производство также осуществляется на небольшом заводе в Калифорнии, в Окленде, что позволяет не зависеть от сложных цепочек поставок.

Dyson представил демоверсию Dyson VR - виртуальный магазин, в котором, с помощью очков виртуальной реальности, можно "потрогать" и подробно изучить продукцию бренда. Пока что сервис доступен только владельцам Oculus в Австралии, но в будущем компания создаст упрощенную 3D-платформу, которой сможет воспользоваться любой желающий.

В Google Maps в преддверии праздничного сезона появились новые функции. "Бизнес-среда" позволяет клиентам получать информацию о загруженности объектов в режиме онлайн. "Справочник" позволяет найти информацию об арендаторах всех аэропортов, ТЦ и ЖД вокзалов. "Покупка продуктов" - магазины с услугой самовывоза (только в США).

Испанская группа компаний Tendam, владеющая брендами Cortefiel, Springfield, Women'Secret и другими, внедряет технологию автоматической идентификации объектов посредством радиосигналов RFID. Уникальные RFID-метки будут присвоены товарам, реализующимся в Европе, России и Мексике.

Mars Petcare внедрил систему автоматизации и оптимизации формирования календаря промоакций на основе AI-решения, разработанного компанией Rubbles. По результатам проекта, Mars ожидает рост эффективности промоакций на 10%. Планируется, что в дальнейшем решение начнет учитывать кросс-эффекты между промо и регулярными продажами.

В Китае на выставке Import Expo японский бренд UNIQLO представил павильон площадью 1000 м², в котором демонстрирует свои передовые технологии, инновации и концепции дизайна. Среди них экономичные технологии создания бесшовной одежды бесшовные линии 3D Knit и Hybrid Down. Посетителей стенда встретит гигантское трикотажное платье длиной 2,5 метра, созданное по технологии Wholegarment.
Лучшие шопинг-приложения на российском рынке
App Annie в рамках акций "Чёрная пятница" представила рейтинги шоппинг-приложений на российском рынке по данным на конец октября 2021 года. Wildberries, "Авито" и Ozon вошли в первую пятёрку во всех рейтингах в категории шоппинг-приложений, а приложение "Авито" возглавило 3 из 4 списков.
Что ещё интересного?
  • Правительство РФ продлило пилотный проект tax free до конца 2022 года. Ранее Минпромторг РФ предлагал продлить период данного эксперимента до конца декабря следующего года и включить в пилотный проект еще пять российских регионов. Система возврата НДС действует при покупке техники, одежды, ювелирных изделий, книг, продуктов питания, однако не распространяется на алкоголь и табак.
  • На родине IKEA, в шведском Эльмхульте, в рамках акции #BuyBackFriday мужчина по имени Бенгт вернул мебель IKEA, выпущенную почти 60 лет назад. Он купил ее в самом первом магазине IKEA в мире и даже сохранил рукописный чек. Несмотря на свой срок эксплуатации, мебель оказалась в отличном состоянии.
  • По итогам совместного исследования Google и Ipsos, в 2021 году 21% потребителей начали покупать подарки на Новый Год в июне. 37% отметили, что в 2021 году планируют начать праздничные покупки раньше, чем в 2020. 56% планируют в этом году совершить больше покупок в небольших местных магазинах. 49% заявили, что перед онлайн-покупкой они хотят получить подтверждение, что товар есть на складе.
  • С 1 января 2022 года в Казахстане и с 1 июля в Белоруссии российские маркетплейсы обяжут платить НДС на товары, реализованные этих странах. При этом онлай-ритейлеры продолжат нести налоговую нагрузку и в России. В связи с этим АКИТ обратилась к Михаилу Мишустину с просьбой направить в ЕЭК сообщение о недопустимости двойного налогообложения. По оценке АКИТ, маркетплейсам придется дополнительно тратить на налоги в обеих странах 7,4 млрд рублей.
  • В банке "Открытие" выяснили, что треть россиян из-за пандемии стала реже совершать спонтанные покупки. Планируют покупки заранее 74% мужчин и 64% женщин. В связи с пандемией 34% женщин и 30% мужчин стали реже совершать спонтанные покупки, 41% женщин и 28% мужчин теперь чаще заказывают одежду и обувь в интернет-магазинах.
  • Apple вынуждена была приостановить онлайн-продажи техники на турецком рынке из-за обвала национальной валюты. На этой неделе лира упала более чем на 10%, до новых исторических минимумов, а за год - на 45%. Теперь Apple начала отказывать в продаже техники и в своих розничных магазинах в Турции.
  • По данным CloudPayments, онлайн-спрос на продукты и сопутствующие товары с доставкой вырос в Татарстане после введения QR-кодов в транспорте на 31%. С 22 по 24 ноября количество онлайн-транзакций выросло на 25%, на 6% - средняя стоимость покупки (до 2 442 рублей). В тот же период онлайн-спрос на доставку готовой еды вырос на 15%, средняя стоимость покупки составила 1 324 рубля.
  • "Улыбка радуги" планирует увеличить свою сеть магазинов в два раза в течение ближайших пяти лет. Сейчас, когда компания празднует 20-летие, под маркой "Улыбка радуги" работает около 1000 магазинов в 27 регионах России. За следующие 5 лет компания собирается увеличить сеть до 2000 торговых точек, в том числе, в двух столицах. Ежегодный объём инвестиций составит около 300 млн рублей.
***
Хорошего дня!
Секретный редактор
Retail Today можно читать в соцсетях
Ежедневная рассылка. Мы выбираем только те новости, которые имеют значение для вас и вашего бизнеса. Выходим пять дней в неделю в 10 утра.
Retail Today © 2020, Все права защищены.
Отписаться от рассылки